Резонанс

БОРИС КОЛЕСНИКОВ: «ОРГАНИЗАТОРЫ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ ГЛАЗАМИ ФАНОВ!
Станислав Шкапа
Сегодня
19.07.10
Вице-премьер по подготовке Евро-2012 Борис Колесников на прошлой неделе вернулся с чемпионата мира в ЮАР, рассказал Сегодня|Спорт об увиденном и некоторых нюансах, на которые важно обратить внимание при организации нашего чемпионата Европы
— Борис Викторович, какие впечатления от ЮАР?
— Организация чемпионата в ЮАР была на самом высоком уровне. Инфраструктура страны может дать фору не только Украине, но и любой стране Восточной Европы. Все построено абсолютно грамотно, не за один год. Все просто: ЮАР — капиталистическая страна с рыночной экономикой, поэтому проблем, подобных нашим, там никогда не было. Они всегда знали, что такое качество и конкуренция. В этом их огромное преимущество перед нами.
— Какие города посетили?
— Йоханнесбург, Преторию и Кейптаун. Йоханнесбург был столицей всего чемпионата, чувствовалось, что это центр турнира, что финал пройдет именно здесь. Сравнивать же города ЧМ-2010 с городами Евро-2012 нельзя. Украине предстоит организовать в четыре раза меньше: на чемпионате Европы играют 16 команд, вдвое меньше, чем на ЧМ, плюс турнир мы проводим совместно с Польшей.
— Вы ехали посмотреть организацию в целом или акцент был сделан на каких-то конкретных нюансах?
— Посмотрел, как идут тренировки, как работают волонтерские и медиацентры, как происходит управление инфраструктурой. Вот пример: после финального матча как разъехаться 90 тысячам зрителей со стадиона...
— Писали, что с этим как раз были проблемы: стюарды-регулировщики не справлялись с потоком автобусов и их отъезд происходил хаотически.
— Действительно, после финального матча регулировщики не справлялись. Наверное, это невозможно было сделать. Так представьте: это на стадионе, который построен в чистом поле, с неограниченными возможностями парковки. Что тогда говорить об «Олимпийском» в Киеве, который расположен в центре города! В общем, мы увидели южноафриканский опыт, и, уверен, справимся у себя.
— То есть некоторые проблемы Украины в подготовке к Евро-2012 схожи с южноафриканскими?
— У нас сейчас существует одна главная проблема — подготовка персонала. По всему остальному уже нет сомнений: все можно сделать и построить. Да и менеджмент стадионов можно научить, взяв опыт уже работающей «Донбасс Арены». А вот по персоналу аэропортов есть вопросы. У нас их учить просто негде. В Украине нет ни одного аэропорта, который можно назвать аэропортом в западном понимании этого слова. К сожалению. Но мы уже привлекли специалиста мирового уровня в этой области. Имя его пока не буду называть, поскольку контракт будет подписан в течение недели. Он будет консультировать все аэропорты, которые будут задействованы на Евро-2012. Думаю, мы справимся, хотя времени мало.
— Перед финалом несколько самолетов с болельщиками не смогли сесть в аэропорту Йоханнесбурга из-за того, что места были заняты частными самолетами. В Украине может возникнуть подобная ситуация?
— В Украине нет аэропортов с проданными или закрепленными стояночными местами. Поэтому такой проблемы у нас точно не будет. Порты строятся, дополнительные стоянки готовятся... Вообще ни один аэропорт мира не построен на такие пиковые нагрузки, как на финале ЧМ или ЧЕ. Но у мировых есть большой потенциал, а из наших такой потенциал не просматривается даже в «Борисполе». Это как другая планета. Но Украине ничего не мешает пройти этот путь за десять лет.
— Вы упомянули, что посетили медиацентры чемпионата в ЮАР...
— Речь не столько о месте работы журналистов, сколько о центрах, откуда технически осуществляется трансляция. Телекартинка из ЮАР была идеальной, вы сами видели. Много внимания уделялось HD — трансляции в высоком разрешении. У нас сейчас пока только один стадион готов к HD — это «Донбасс Арена». Но такие возможности заложены и в проекте «Олимпийского» — дополнительное оптоволокно и прочие необходимые технические детали.
— Чемпионат мира в ЮАР стал первым в истории, матчи которого показывали в формате 3D — как по ТВ, так и в кинотеатрах. Евро-2012 мы увидим в объемном изображении?
— Конечно, этот вопрос прорабатывается. Уверен, матчи будут доступны в 3D. Другой вопрос: сколько телевизоров в Украине будет работать в этом формате. Если у кого-то он есть — замечательно. Но еще у миллионов его нет. Поэтому прежде всего нужно позаботиться, чтобы качество сигнала было отличным. А если будут дополнительные возможности — будет просто великолепно.
— Можно по-разному относиться к вувузеле, но эта африканская дудка стала настоящим символом тамошнего мундиаля. Может, нам тоже стоит раскрутить что-то свое?
— Знаете, шумовой эффект от вувузел на стадионе не так ощущается, как по телевизору. Все дело в чувствительных микрофонах, которые стоят вдоль поля и передают их звук. Если проводить аналогию, то вувузела — это укороченный вариант украинской трембиты. Так что надо подумать, постараемся учесть мнение болельщиков. Это важно, чтобы организаторы Евро-2012 смотрели на турнир глазами любителей футбола, простых зрителей. Скажем, есть вопрос: как организовать прием фанатов с ограниченными возможностями, колясочников. И оказывается, это сделать не так сложно, если просто мысленно представить весь путь такого человека от аэропорта до отеля, а потом стадиона.
— Осенью должна начаться реклама Украины и Евро. Что это будет?
— Реклама будет многоэтапной. Сначала нужно представить миру нашу страну — как колыбель славянской цивилизации со столицей, которой больше 1500 лет. Потом — каждый из четырех городов по отдельности, чем он славится. Пока не хочу раскрывать карты: что будет фигурировать в каждом ролике. Крутиться они будут на ведущих общемировых каналах. А самая массированная и адресная реклама начнется в декабре 2011 года после жеребьевки. Когда станет ясно, какая сборная поедет в какой город. Например, Голландия будет играть во Львове. Тогда на голландских каналах мы запустим рекламу этого города. А на общих базовых сайтах будет добавлена информация на голландском языке.
+++
УРОКИ ГРЕЧЕСКОГО
Александр Крамаренко
Фокус
16.07.10
Хотите посмотреть, что принесет Украине Евро-2012? Поезжайте в Грецию. Там ясно видно, что мы получим к году 2014-му
Так получилось, что впервые я побывал в Греции накануне того, как страна в обмен на евро рассталась со своей денежной единицей − драхмой. Затем − когда Греция активно готовилась к Олим-пиаде-2004. Потом − накануне кризиса, ну и в нынешнем году. Удалось подсмотреть интересные уроки.
До расставания с драхмой стране всего хватало: и денег, и желания их правильно тратить. Совсем иначе стало после введения евро и с началом подготовки к Олимпиаде-2004. Вступление в зону евро открыло доступ к дешевым займам в этой валюте. Кредиты стране давали охотно.
Ради того, чтобы принять всемирный праздник спорта и коммерции, Греция влезла в серьезные долги. Полученные взаймы деньги не были разворованы, их потратили вполне разумно: построили новые аэропорты, дороги, реанимировали другую инфраструктуру. Причем не только в окрестности олимпийских сооружений: качеству тех же дорог в греческой глубинке может позавидовать украинская столица.
Вот только две проблемы оставила Олимпиада-2004 своей исторической родине: огромные внешние долги (около 300 млрд. евро) и колоссальные затраты на содержание инфраструктуры. Те 12,7% дефицита госбюджета, что имеет Греция, в значительной степени обязаны затратам на шикарные аэропорты, дороги и прочие радости. Отстроенная инфраструктура явно не по размеру стране с десятимиллионным населением.
Афинский аэропорт радует отсутствием очередей и удивляет тем, что две трети стоек регистрации почти не используются. Для тех, кто летает через Борисполь, это фантастика. Равно как и метро, последняя станция которого находится у входа в аэропорт. Билет из центра стоит 5-6 евро. Дорого? Возможно, должно быть еще дороже: поезда, ходящие с очень внушительным интервалом, на две трети пусты и выручки приносят немного. Может быть, греки экономят и ездят в аэропорт на собственном транспорте? Вряд ли: цена за проезд по платному шоссе в один конец − почти 3 евро (около 39 км), бензин − около 1,5 евро/литр.
Стоп, скажете вы, а как же развитие экономики в связи с олимпийскими проектами? Где новые рабочие места в строительстве, индустрии и т. д.? А их не очень-то много и появилось. Дело в том, что огромные кредиты были использованы на оплату услуг европейских (преимущественно немецких) компаний, которые проектировали, строили, поставляли оборудование. То есть деньги ушли туда откуда пришли кредиты.
А что в Украине? Посмотрите, кто строит дороги, кто подрядчик при реконструкции аэропортов и прочих объектов Евро-2012. Там очень немного украинских компаний и даже украинских рабочих рук. Украина повторяет ошибки Греции. Страна влезает в «евродолги». Строятся объекты, которые вряд ли смогут потом прокормить себя без госдотаций.
Греции в этом смысле проще: страна сейчас принимает туристов примерно по два человека в расчете на одного коренного жителя в год. Да, европейцы стали меньше ездить в Грецию и меньше там тратить − из-за кризиса. Но это ненадолго. Судя по тому, сколько южнокорейцев, китайцев и даже австралийцев я видел нынешним летом на одном из милых греческих островков, не так уж далек день, когда туристов в Грецию будет приезжать по трое в расчете на одного местного жителя. Инфраструктура выдержит.
И европейские банки, которые давали Греции многомиллиардные кредиты, тоже выдержат − при помощи своих правительств. Хотя сейчас ситуация в Европе непростая, уже понятно, кто, как и за счет чего станет распутывать долговые узлы.
Украине будет значительно сложнее. Во-первых, у меня вызывает много сомнений эффективность освоения «еврозаймов». Одно учебное пособие − Республиканский стадион − у нас под носом. До остальных ехать дальше, но желающие могут поинтересоваться. Во-вторых, Украина не имеет даже отдаленных перспектив развития внутреннего и въездного туризма в тех масштабах, которые нужны, чтобы оправдать создаваемую инфраструктуру. И эти перспективы не появятся до тех пор, пока малому и среднему бизнесу не развяжут руки. А новый налоговый кодекс эти руки скорее свяжет еще крепче. И в-третьих: Украина не входит в зону евро, она даже не имеет в Европе внятного лобби, чтобы отстаивать там свои интересы.
Александр Крамаренко,
главный редактор журнала
для частных инвесторов и потребителей «Деньги.ua»