Футбольная жизнь в зеркале СМИ

Интернет

 

ФУТБОЛ

 

 

Украина − на пути истребления фанатской субкультуры?

Иван Вербицкий

Sport.oboz.ua

28.10.11

Украина − на пути истребления фанатской субкультуры?

Враждуя между собой многие годы, на 20-м году независимости Украины даже самые враждебно настроенные друг к другу фанатские группировки неожиданно получили возможность хоть на время объединить усилия.

К сожалению, объединяющим фактором выступила отнюдь не поддержка национальной сборной. К ней большинство ультрас продолжает относиться с прохладой. Особенно после того, как в составе сборной Украины появились натурализованные игроки. Впрочем, и без того фанатам киевского «Динамо» сложно смириться с мыслью о поддержке Рыбки и Ракицкого, горнякам − о болении за Милевского и Гусева, для днепрян никогда не будут родными Селезнев и Девич, а для харьковчан − Олийнык и Коноплянка. Иными словами, в футболе ситуация аналогична с той, что и в обществе. Единством вокруг общей идеи здесь и не пахнет...

Но сейчас речь о другом. Фанаты почти всех украинских клубов заявляют о серьезном прессинге со стороны милиции. Дескать, правоохранительные органы начали целенаправленную работу, направленную на недопуск фанатских группировок на трибуны стадионов. Об этом заявляют в Киеве и Донецке, Львове и Симферополе, Харькове и Днепропетровске.

Большинство наших читателей наверняка не являются ультрас и если и считают себя фанатами, то с умеренным мировоззрением. Более того, согласно формировавшемуся годами в СМИ имиджу, ультрас (в число которых впысывают если не малолетних преступников, то откровенных фашистов) обыватель чаще всего воспринимает враждебно или, в лучшем случае, с опаской. Таковы реалии.

В прессе все чаще можно прочитать слезливые заключения пап и мам, дескать, им страшно приходить на трибуны стадионов с детьми, поскольку те, наслушавшись скандирований фанатов, обязательно пополнят свой словарный запас новыми крепкими словами. Другие − те, что послабее душой и телом − боятся, что фанаты когда-то затопчут или сожгут их, «простых болельщиков». И словно лейтмотив этих слов − высказывания некоторых официальных лиц о том, что они предпочитают, чтобы арены во время домашних матчей их клубов заполнялись «обычными людьми, искренне любящими футбол».

Только вот что такое «простой болельщик» по-украински? Возьмем столицу. Автор этих строк отметил для себя, что эти «искренне любящие футбол люди» начинают уходить со стадиона имени Лобановского за пять, а то и за десять минут до окончания каждого матча. Без разницы − матч еврокубков это или рядовой поединок внутреннего первенства. Такое поведение еще можно как-то объяснить во время игры, в которой «Динамо» громит «Зарю» 6:0. Даже если в оставшиеся с учетом добавленного арбитром времени минут восемь луганчане один гол отквитают. Но когда киевляне противостоят «Бешикташу» и счет на табло 0:0, уходить, по меньшей мере, глупо. Но реалии таковы, что гол Гармаша на 94-й минуте встречи увидело немногим более половина стадиона. Аналогичной была ситуация и в другом матче «Динамо» в Лиге Европы, когда в гости к нам приехал английский «Сток Сити». Гола Вукоевича в добавленное арбитром время, принесшего хозяевам ничью, спешащая неизвестно куда «торсида» не увидела.

Якобы избалованный большим футболом киевский болельщик привык жаловаться на невысокое качество игры, демонстрируемой его командой, либо на отсутствие интриги, если речь ведется о внутреннем чемпионате. В поединках с участием «Бешикташа» и «Сток Сити» эти компоненты, казалось, сочетались.

Не говоря уже о принципиальном противостоянии «Динамо» − «Шахтер». Но что мы видим на деле? В поединке 11-го тура чемпионата страны трибуны динамовского стадиона во время «классико» по традиции начали пустеть при счете 0:0 на 85-й минуте. Будем считать, что там «искренне любящие» хорошо предвидели ситуацию, ведь матч так и закончился без голов. Но картина не поменялась и во время последнего кубкового поединка, когда на табло горели цифры 1:2 и хозяева осаждали ворота горняков. Тем не менее, «отток» начался словно по гонгу, на 85-й минуте. Это при условии, что сравняй киевляне счет, игра могла растянуться не менее, чем на полчаса дольше. В итоге самые быстрые не увидели, как мяч после удара Алиева попал в стойку ворот Рыбки, а Эдуардо на контратаке увеличил счет до 1:3. О голе Милевского на последних секундах поединка так и вовсе говорить нечего. Видно, не стоит упоминать и о том, что команда, проведшая в самом деле неплохой с игровой точки зрения матч, заслужила на банальные аплодисменты после его окончания.

Но такой болельщик выгоден даже несмотря на то, что трибуны после его «боления» вдоль и поперек оплеваны шелухой от семечек, а большую часть матча он либо молчит, либо матерится куда изощренней тех выражений, которые входят в некоторые фанатские «заряды». Все зависит от количества выпитого. К слову, в среде ультрас запрещено появляться «на секторе» в нетрезвом виде. Иное дело, что некоторые представители этот запрет игнорируют, но факт остается фактом.

«Ультрас − социально опасны». Это словосочетание успело стать в нашей стране почти аксиомой. Но в чем состоит опасность фанатов? Не в их ли непосредственности и желании вернуть футболу его искреннюю суть? По большому счету, требования всех без исключения ультрас в мире поддержит любой искренне любящий футбол (подчеркиваем, не только семечки на футболе, но, в первую очередь, саму игру) болельщик.

Ультрас выступают против так называемого «современного футбола». Что входит в это понятие? Возвращение к жесткому лимиту на легионеров; восстановление формата старого Кубка чемпионов, когда страны должны представлять только чемпионы; запрет президентам клубов владеть более чем одним клубом, не иметь контрольных пакетов или подконтрольных компаний, которые управляют другим клубом; проведение всех матчей внутреннего чемпионата только в один день и время, без переносов на рабочие дни. Конечно, в этих требованиях есть и ортодоксальные вещи, как-то возвращение к нумерации футболистов от первого по одиннадцатый номера без указания фамилий игроков. Но…

Суть не только в этом. И, наверное, даже не в файерах и питардах, подожжением которых фанаты проявляют свою радость или негодование. В большинстве своем ультрас непосредственны в своих заключениях и привыкли выражать их открыто. Говорят, они слепо верят в успех родной команды и поддерживают ее порой незаслуженно. Но вместе с тем ультрас − социально активны. У них − четкая жизненная позиция и соответствующие уставы.

Фактически, фанаты выступают лакмусовой бумажкой морального облика команды, искренности ее в целом и отдельных представителей в частности. Скажем, сколько бы игр не проиграл Кононов в этом сезоне, ультрас «Карпат» в следующем после его увольнения домашнем матче сделали растяжку с текстом «Кононов − людина честі». Семина, когда он уходил из «Динамо» в 2009-м, «сектор» проводил овациями, а о Газзаеве даже не вспомнил. Фамилии Ярославского и Ахметова болельщики в Харькове и Донецке во время оглашения составов скандируют хором, а в Киеве и Львове Суркиса и Дыминского лучше в этом процессе не упоминать. Фанаты баскетбольного клуба «Будивельник» не могут простить группе поддержки команды − коллективу Red Foxes − выступлений в Донецке в пользу противостоявшего «строителям» местного БК во время финальной серии прошлогоднего чемпионата. Теперь, когда девушки вернулись в родные пенаты, «сектор» во время их номеров показательно разворачивается спиной. Насильно мил не будешь.

Но главной причиной, из-за которой ультрас стали костью в горле для «сильных мира сего», является их национальная позиция. Подчеркиваем − не политическая, а национальная. В вопросе любви к Украине сходятся практически все фанатские группировки нашей страны, начиная со Львова и заканчивая Донецком. Показательно, что ультрас донецкого «Шахтера» на праздник Покровы 14 октября провели турнир в честь создания УПА. Из-за этого у них якобы возникли серьезные проблемы. Ультрас «Динамо», «Днепра» и «Карпат» − ярые антагонисты с поклонниками «Шахтера», «Черноморца» и «Металлиста». Тем не менее, когда на стадионе имени Лобановского произошел инцидент с избиением водителя динамовского автобуса, попытавшегося сорвать флаг львовских фанатов с изображением Романа Шухевича, антагонисты были единодушны. Говорят, официальные (те, что подконтрольны клубу) фаны «Шахтера» и «Черноморца» хотели вывесить баннеры в поддержку потерпевшего, но после соответствующего предупреждения «неофициальных» они от этой идеи отказались.

«Любити свою країну і улюблену команду − не злочин» − написали киевские ультрас после того, как правоохранители задержали одного из лидеров фан-группировки Андрея Кориновского. Официально болельщик обвиняется в избиении того самого водителя-стюарда, но столичные ультрас не сомневаются, что реальная причина ареста − скандирование речевки «Спасибо жителям Донбасса…». Милиция это отрицает.

Тем не менее, практически все фанатские группировки Украины − от крупных до небольших − утверждают, что давление на них со стороны правоохранительных органов происходит именно под предлогом недопустимости националистической пропаганды в любых формах.

Одними из первых против давления со стороны милиции выступили болельщики донецкого «Шахтера». В заявлении, обнародованном на сайте донецких ультрас, ситуация обрисовывается довольно четко:

«В связи с все более нарастающими репрессиями со стороны органов МВД по отношению к футбольным фанатам в Донецке вынуждены объявить бессрочный протест и прекратить активную поддержку и создание каких-либо хореографий, а во избежание возможных обвинений и провокаций воздерживаться от посещения домашних игр ШД. Это решение будет реализовано, начиная матчем с «Металлистом». Его принятие связано с тем, чтобы самые преданные и верные фанаты не подвергались по абсурдным причинам угрозам и в последствие штрафам и запретам. Целью является сам факт выживания фанатской культуры, отказ от полной цензуры в перфомансах и даже речевках т.е. не предоставления любых поводов, которые могут быть использованы для изображения фанатов в негативном контексте и быть использованы против любого из болельщиков ШД. Очевидно, что при такой трактовке как «фанат − значит преступник» и все более массовыми случаями нарушения гражданских прав правоохранительными органами, продолжать поддержку и делать вид что ничего не происходит не имеет смысла».

Под заявлением подписались все самые крупные фан-группировки «Шахтера» и самостоятельные активные фанаты. Слово было сдержано и, как следствие, в одном из ключевых поединков чемпионата донецкая команда оказалась практически без поддержки.

Наставник горняков Мирча Луческу был категоричен: «Меня удивляет такое поведение. Зачем они приходят, если потом уходят? Они, наверное, хотят быть главными. Но ультрас ошибаются: главное − это команда… Все, о чем свидетельствует такое поведение ультрас − то, что они не принадлежат семье «Шахтера». Нам очень жаль». Президент и владелец клуба Ринат Ахметов комментировать ситуацию отказался, но заявил, что «Шахтер», когда его поддерживает весь стадион, может прекрасно обходиться и без фанатов.

После матча клуб «Шахтер» выразил свою официальную позицию по этому поводу: «Мы против любого проявления цензуры. Но при этом надо понимать, что действия болельщиков не должны противоречить законодательству страны и общечеловеческим нормам поведения. ФК «Шахтер» против любых проявлений агрессии, провокационных действий, ведущих к беспорядкам, использования ненормативной лексики на стадионе и за его пределами. Футбол должен быть свободен от политики, экстремистских проявлений и ксенофобии».

«Милиция нас начала прессовать сразу же после того, как фаны киевского «Динамо» «прославились» своей речевкой «Спасибо жителям Донбасса…», − заявил в интервью изданию «Донецк. Комментарии» лидер одной из ультрас-группировок «Шахтера». − За пределами стадиона у нас отбирали баннеры и плакаты. Причем, делалось это в довольно грубой форме. Нас вызывали «на собеседования», требуя отказаться от «радикальных», «ксенофобских» и «националистических» лозунгов и кричалок». «Скажите, что может быть преступного в патриотизме, если мы кричим «Слава Украине», а фаны с другого сектора нам отвечают «Героям слава»? А что нам прикажете кричать «Слава КПСС» или «Партии регионов слава»?»

Если верить болельщикам симферопольской «Таврии», описывающим на сайте «Украинского ультрас-портала» события после домашнего матча их команды против «Шахтера», ситуация приближается к абсурдной:

«За пять минут до окончания поединка к конвою, который стоял по периметру сектора, подтянулись дополнительные силы в беретах. Такое часто практикуют в Симферополе во избежание конфликтных ситуаций между фанатами клубов, чьи отношения являются «натянутыми». С виду все так и выглядело, но... Финальный свисток. Команды уходят в раздевалку и наступает ключевой момент, о котором не сказано ни слова: две девушки отправляются на выход из сектора. Пройдя большую часть окружения и бyдyчи yже почти y самого выхода, к ним подходит сотрудник милиции и без церемоний вытаскивает из-под куртки баннер с изображением кельтского креста, названного правоохранительными органами в СМИ свастикой. Девушке тут же заламывают руки и упирают лицом в асфальт. Заметив подобное безобразие фанаты реагируют и начинают двигаться к месту происшествия. Массовое движение фанатов вверх сектора привел к тому, что милиция и береты, не разобравшись в чем дело, достают дубинки, и начинают прессовать фанов».

Впрочем, о чем говорить, если на давление со стороны органов МВД жалуются даже представители провинциального клуба «Александрия»? «Меня вызывали в СБУ буквально на прошлой неделе, − рассказывает «Обозревателю» один из александрийских фанатов. − Говорили, что если не согласимся отчитываться о своих речевках, о том, что будет изображено на баннерах, нас попросту не будут допускать на матчи. Дескать, у них есть списки и перед каждым матчем нас силой будут затягивать в милицию и вести «душеспасительные беседы» в течение двух-трех часов. О причинах такого поведения мне и другим нашим фанатам не сообщали. В СБУ меня вызывали уже второй раз. Раньше нас активно прессинговала милиция. Скажем, иду летом по центру города, как подходят патрульные. Говорят: «Ты − ультрас, вы скандировали маты». Отвели меня во двор и стали в прямом смысле бить − по печени, ногами. Потом отвезли в участок и пугали, что припишут мне административное нарушение. Выпустили меня после визита коллеги, который заплатил за освобождение 300 или 400 гривен».

Александрийские фанаты в прошлом сезоне уже бастовали против милицейских репрессий, игнорируя матчи команды в течение почти пяти месяцев. В итоге клуб, не чувствуя зрительской поддержки, таки защитился за фанатов. Правда, защищенными ультрас ПФК себя не чувствуют.

«Однажды мы пили пиво во дворе, как к нам подошли два милиционера и прямо сказали: «Нам сказали цепляться к вам за любую мелочь», − рассказывает фанат. − Кто сказал − перед нами не отчитывались. Известно лишь, что после одного из выездов в прошлом сезоне фанатов «Александрии» допрашивали по факту убийства какой-то бомжихи. Это был предлог. На самом деле, никто из нас к этому делу не был причастен и милиция это прекрасно осознавала. Целью правоохранителей было собрать паспортные данные всех наших ультрас и составить список. Зачем он им − можно лишь догадываться».

Собственно, о чем-то подобном в своем рассказе о событиях после матча с «Шахтером» намекнули и поклонники «Таврии»: «Нас по одному, заламывая руки, тащили вверх, на пути стояла сотрудница милиции и записывала на камеру данные каждого фаната, который подымался».

Фанаты предполагают, что вслед за составлением списков им запретят входить на стадион. Только вот выиграет ли наш и без того тусклый чемпионат от отсутствия фанатов? Ведь пока, находясь на стадионе, чаще всего гораздо интереснее наблюдать за поведением ультрас-секторов, чем за мучениями тех, кто находится на поле. Кроме того, убрав фанатов, отдельные клубы рискуют перевести количество зрителей на своих матчах даже не на сотни, а на десятки...

+++
ЕВРО-2012

Платіні спокійний за підготовку до Євро

Ukraine2012.gov.ua

28.10.11

Президент УЄФА Мішель Платіні не хвилюється щодо підготовки України та Польщі до чемпіонату Європи 2012 року з футболу. Про це він заявив в ефірі французької радіостанції RTL.

Керівник європейського футболу зазначив, що він «спокійний щодо підготовки», і висловив переконання в тому, що свято футболу пройде добре. «У підготовці Польщі не було великих проблем. Щодо України були деякі питання, але ми їх вирішили», − зазначив Мішель Платіні. Він також додав, що в Україні майже вирішено питання стадіонів, завершуються приготування аеропортів та доріг.

Водночас шеф УЄФА звернув увагу на питання логістики, яке, на його думку, на нинішньому етапі потребує особливої уваги. За словами Платіні, це комплекс питань з організації пересування десятків тисяч вболівальників − з аеропортів, вокзалів, митниць до об’єктів Євро-2012, місць проживання, туристичних об’єктів. Тут необхідно продумати всі деталі, а також управління позаштатними ситуаціями, пов’язаними з перебуванням великої кількості вболівальників.

Голова УЄФА також зазначив, що українська сторона спільно з експертами Союзу розробляє з цього приводу розширений план заходів. «Треба разом подумати, як правильно організувати весь потік вболівальників», − додав Мішель Платіні.

+++

Борис Колесников ответил на вопросы «Ехо Москви

Echo.msk.ru

28.10.11

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Борис Колесников, вице-премьер Украины, человек, который курирует подготовку к «Евро-2012». Времени осталось совсем чуть-чуть. Слышим совершенно удивительные отклики, неожиданные и от неожиданных людей. Дмитрий Медведев назвал Донецкий аэропорт ларьком. В преддверие «Евро» это довольно обидно вам слышать. Что с «ларьком» теперь делается?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Для радиостанции номер один я был бы поточнее. Дмитрий Медведев прочитал с Twitter'а, что кто-то из посетителей назвал аэропорт ларьком, старый аэропорт. Что значит что делается? Строится новый аэропорт, в декабре строительная часть будет закончена, оборудование установлено, и с последнего воскресенья марта будет новый абсолютно новый аэропорт.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А старый «ларек» останется?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Он закроется. После «Евро» его, очевидно, демонтируют и снесут. Но он работать не будет. Он останется.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: В качестве музея уже.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Для музея он молод, с 1974 года. Если бы это было историческое здание… Вот в Харькове, допустим, сделали VIP-терминалы, потому что сталинская постройка, еще дохрущевских архитектурных излишеств, его оставили. Старый аэропорт в Донецке исторической ценности не представляет, поэтому, очевидно, он будет со временем демонтирован.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Таких аэропортов по стране немало. Например, Борисполь попал в такой антирейтинг, в пятерку худших по сервису.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Пока не сданы новые терминалы, это еще высокое место.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Т.е. вы бы оценили хуже.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Да. Пока не сданы новые терминалы, я могу ответственно сказать − я был практически во всех крупных аэропортах мира, − что в Украине до пуска новых терминалов не было ни одного аэропорта в западном понимании этого слова. К сожалению, эти слова можно отнести и к Russian Federation, т.е. к Российской Федерации. Давайте мы справимся сначала со своими проблемами, а потом будем критиковать наших друзей и соседей. Да, действительно, построено «Шереметьево-2» в 1979 году, западный порт. Знаете, у нас все со временем становится очень советским. Поэтому, к сожалению, персонал, который занимался с 1979-го по 1985 год, не удалось удержать уровень, планку.

И вторая особенность. Нет опыта почему? Потому что закрытая страна, не было опыта международных перевозок, это сказалось практически на всех аэропортах, кроме «Шереметьево». Поэтому здесь отсутствие опыта. Как показала и Украина и Россия, наши страны очень быстро учатся, поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее. Аэропорты будут хорошими, и украинцы и россияне будут гордиться своими аэропортами, я в этом не сомневаюсь.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Нам-то до Олимпиады времени побольше, чем вам до «Евро-2012».

Б. КОЛЕСНИКОВ: Но в Олимпиаде больше видов спорта. Если мы заговорили об аэропортах, четыре аэропорта. Из них Харьковский практически готов, заканчивается строительство взлетно-посадочной полосы. Донецкий терминал, Львовский, Киевский будут готовы к 20-25 декабря. Потом начнется инсталляция техники до обучения персонала. И с летнего расписания, которое принято в мире, с последнего воскресенья марта все аэропорты будут работать. Так что все уже готово практически.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. Для тех, кто захочет добираться на «Евро-2012» не самолетом, а, например, на автомобиле. Это актуально в том числе и для россиян. Что с дорогами, с пропускными пунктами, потому что дорога-то тяжелая и не близкая. Этот момент, он будет играть огромную роль для общего впечатления от чемпионата.

Б. КОЛЕСНИКОВ: По оценке УЕФА, Украине нужно 30 лет для того, чтобы сделать дороги уровня Германии или Франции. Поэтому то, что президент и команда за полтора года успели сделать, то они сделали. Т.е. дороги нормального качества и с западных, и с восточных границ в Украине есть. Указатели и вся «одежда» дорог − это март-май. Латиница, кириллица, более четкое ориентирование внутри городов и за их пределами будет. Но построить хайвэи за полтора года в стране протяженностью… Конечно, это не так, как в России по протяженности, но полторы тысячи километров. Что такое дороги между принимающими городами? Это все равно что от Санкт-Петербурга до Ростова. Вот так от Львова до Донецка почти 1500 километров. Поэтому реально так быстро не получится. Но все дороги реконструированы, часть построена по-новому. Дорожное строительство будет продолжаться и после «Евро». Что успели, то успели, скажем так.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А если говорить о пограничных пунктах: пропускная способность, вопрос по персоналу…

Б. КОЛЕСНИКОВ: Мы с Польшей реализуем проект, поэтому с поляками, в первую очередь, мы договорились о том, что будет только один контроль − или с польской, или с украинской стороны, такой блиц. Мы с россиянами подписали аналогичное соглашение, сейчас проходят технические процедуры, и тоже, если вы прошли контроль на стороне России, в Украине вы уже не проходите, и наоборот. Это что связано с «Евро». И потом мы уже договорились с Игорем Левитиным Крым-Кавказ тоже: если вы с украинской стороны прошли таможенный и паспортный контроль, в России вас уже не досматривают и паспорт не просят. Так точно и наоборот. Это уже в ближайшие месяцы начнет работать.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это будет работать только на время чемпионата?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Что касается Крым-Кавказ, будет работать постоянно. Мы стремимся к тому, чтобы это работало постоянно на всех портах.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: По железной дороге тоже важная история.

Б. КОЛЕСНИКОВ: По железной дороге важная история. Украина внутри будет связана не такими быстрыми, как «Сапсан», но, учитывая состояние наших дорог, модернизированными поездами, которые будут идти со скоростью 160-180 километров. Этот проект мы реализуем вместе с Hyundai. Он увяжет между собой Киев, Львов, Харьков и Донецк. Т.е. расстояние до Донецка пять с половиной часов, это самое большое расстояние. Между Киевом и Харьковом − 3 часа 30 минут. Здесь уже мы можем обогнать самолет. Если посчитать, сколько времени нужно, чтобы добраться до Борисполя и потом от аэропорт до центра Харькова… Дальше мы обсуждали с г-ном Левитиным вопрос Киев-Москва, такое полускоростное движение пока. В конце ноября будем встречаться, продолжать этот разговор. Вообще, мы обратились к российскому правительству с просьбой организовать хаб по типу международного на Ленинградском вокзале российской столицы, чтобы поезда Киев-Москва, Харьков-Москва, Донецк-Москва приходили не на Курский и Киевский, а именно на Ленинградский, и наши Hyundai мы состыкуем по расписанию с «Сапсанами», чтобы человек не терял времени и буквально в течение 30 минут сделал пересадку на Ленинградском вокзале, дальше до Питера-Хельсинки. Работа идет постоянно, но что касается именно «Евро», то все города увязаны скоростными экспрессами.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Если отвлечься от «Евро», вообще на Украину россияне ездят достаточно много и с удовольствием, и не только из Москвы. Сообщение между украинскими и российскими городами. Я не говорю Киев-Москва, другие города.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Вы полностью повторяете слова российского президента.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Что делать?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Во-первых, сообщение между городами Украины и России вообще не лимитируется. Лимитируется только между Киевом и Москвой, и то в том плане, что «Аэрофлот», к сожалению, имеет не авиационные доходы, т.е. получает деньги за пролет территории. Это вызывает критику со стороны украинских компаний, поэтому только Киев-Москва регламентировано по числу полетов, и то до 2013 года, после которого «Аэрофлот» перестанет получать деньги, т.е. будет вести добросовестную конкуренцию. В остальные города число полетов вообще не ограничено. Но Дмитрий Анатольевич говорил именно о российских курортах. Посмотрите, как Дубаи, Шарджа, Абу-Даби, все создали свои компании, fly low cost, бюджетные авиалинии, и все успешно работают, по крайней мере с украинскими аэропортами. Не знаю, насколько успешно в российскими. То же самое ждет Сочи, Минеральные воды, Киев, Крым и Львов. Это самый простой выход.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Простой, доступный, но он идет в разрез с теми тенденциями, которые мы сейчас наблюдаем в России, когда вот эти компании low cost, они, наоборот, закрываются. Я сейчас говорю о вопросах авиационной безопасности.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Принцип low cost − это абсолютно новые самолеты. Так что в закрываться в вопросах безопасности… Тут не совсем понятно, что такое безопасность, какую безопасность вы имеете в виду. Для low cost нужны три простых условия − доступность к новым самолетам, т.е. дешевые кредиты, доступность по тарифам аэропорта, т.е. недорогие ставки, почему в западном мире low cost в основном не в столицах и не в крупных авиационных центрах, и топливо, цена на топливо. Если три условия будут соблюдены… В Великобритании, допустим, не самый дешевый рынок, тем не менее, (неразборчиво), EasyJet показали пример успешного существования. Поэтому безопасность тут вообще исключена, так как принцип создания low cost − вы покупаете новый самолет, чтобы пять лет не иметь вообще никаких затрат по обслуживанию. И потом вы его продаете. В принципе, инфляция сделала свое дело. Вот простой секрет low cost. Т.е. вы продаете за те же деньги через пять лет, за которые купили.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: У России с эти дело обстоит не так хорошо. Не знаю, как на Украине.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Я слышал, что российское руководство после трагедии в Ярославле более четко сориентировало, что не умеем делать среднемагистральные самолеты. В Украине нет среднемагистральных и дальнемагистральных самолетов. У нас есть региональные самолеты. АН-148, который мы производим с нашими российскими партнерами как в Киеве, так и в Воронеже. Медведев четко сказал: не умеете, не изобретайте велосипед, это жизнь людей. Поэтому нужно покупать. А если не покупать, тогда локализовать производство, насколько емкий российский рынок, для того чтобы кто-то из мировых брендов, а их всего два локализовал здесь производство.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Давайте вернемся к «Евро». Хорошо, все доехали. Все приехали, у всех есть билеты, замечательно. Про билеты потом еще отдельно поговорим. Где жить? Мой родной любимый главный редактор столкнулся с проблемой в Донецке, это притом что еще никакого «Евро-2012» нет. Но зато есть матч Лиги чемпионов. Играют в Донецке две замечательные команды. Мест нет. Даже если ты в пуле президента, не факт, что ты найдешь какую-нибудь кровать себе поспать.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Донецк обязан иметь три с половиной тысячи гостиничных мест, которые регламентирует УЕФА, и он их будет иметь не позднее 15 мая следующего года. Что касается конкретно ситуации с «Зенитом», надо учитывать, что это совпало с форумом, с саммитом Украина-Россия. И на таких саммитах в лучших городах мира, как правило, тоже не очень. Это не в плане оправдания.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Просто звучит так.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Я был на полуфинальном матче Россия-Испания в Вене, где люди, которые входят не в десятку − в пятерку богатейших людей России сидели вместе с нами в баре «Империала», лучшего отеля, и поселиться они не могли нигде ни за какие деньги. Вы не забывайте, что Вена − это все-таки мировой туристический центр. Матч Россия− Испания очень важный. Но «Шахтер»-»Зенит» для наших стран не менее важен. Донецк не туристический центр.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Для Донецка это вообще все.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Почему для Донецка это вообще все? «Шахтер», как и «Зенит», по одному разу выиграли Кубок УЕФА. Я бы не сказал, что кто-то лучше или хуже.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Футбольная команда, которая обеспечивает такой приток гостей.

Б. КОЛЕСНИКОВ: К сожалению, футбольная команда может дома сыграть до полуфинального матча. Т.е. она может сыграть три домашних матча в групповой турнире, потом одна восьмая, одна четвертая, еще три матча в плей-офф, т.е. шесть матчей в году. А для того чтобы содержать туристическую сферу, маловато. Питер − туристический центр, он всегда был таким. Но что касается самих полуфиналов и четвертьфиналов, которые будут в Донецке, там есть достаточно мягкие условия со стороны УЕФА. Это чартеры из принимающих городов. Большинство болельщиков прилетают непосредственно на матч. Так что авиационная составляющая здесь важнейшая.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. Если говорить про гостиницы…

Б. КОЛЕСНИКОВ: Многие болельщики через свои турагентства уже имеют и билет, имеют и место не под солнцем, т.е. не просто под солнцем.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Не в чистом поле в палатке.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Да. Хотя такие туристы тоже есть.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Вы, кстати, кого в большей степени ожидаете? Наверное, пятизвездочные отели будут востребованы, но скорее представителями УЕФА или сборными. А простой болельщик, ему-то нужны гостиницы в три звезды и чтобы команда играла.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Мы всех ожидаем с равной степенью уважения. Знаете, чем отличается наша страна и ваша страна от остальных стран, где туризм развит? Тем, что в Испании есть отдых от 20 евро в сутки до 20 тысяч евро в сутки. Такого нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Киеве, ни во Львове, ни в Донецке. Но есть к чему стремиться. Поэтому мы ожидаем всех.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: По количеству гостей, которые приедут на финальный матч, есть какие-то ожидания по цифрам?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Есть все расчеты УЕФА и все ожидания, основанные на вместимости стадиона, на котором пройдет матч. Сколько бы мы ни ожидали, есть регламентированные УЕФА 65-68 тысяч билетов, большинство из которых уже проданы самим УЕФА. Поэтому наши ожидания на этом обоснованы. А сколько просто гостей приедет? В общем-то, Украину посетят, по всем прогнозам, в том числе и футбольным, более миллиона человек, именно в этот период, за три недели. Поэтому сейчас сложная детализация, но мы даже готовим с Министерством транспорта РФ план после жеребьевки 2 декабря, как мы российских болельщиков будем принимать, в зависимости от того, в какую группу они попадут, из каких пунктов они будут добираться и как это все будет выглядеть.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Это будут какие-то спецусловия для российских болельщиков, чтобы им было проще с транспортом, с гостиницами, с билетами? Мы про организованных болельщиков сейчас говорим?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Мы говорим о всех болельщиках. Мы исходим из того, что одна и та же языковая среда, близость географическая позволяют нам предполагать, что российских болельщиков будет больше всего. Поэтому, соответственно, и транспортных проблем, и всех остальных будет тоже больше всего. Поэтому, исходя только из географической близости и языковой среды, мы об этой группе говорим отдельно. Потому что она самая многочисленная.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А если говорить о тех, кто не такой примерный и еще пока не позаботился о билетах, о гостинице. Вот приезжает человек, он очень хочет попасть, но у него не получается пройти на стадион. Что-то для этих людей будет? Какие-то большие экраны, где можно будет посмотреть.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Каждый город, где будут проходить игры, будет иметь огромные фан-зоны на десятки тысяч людей, где можно посмотреть футбол, поболеть с друзьями, это для тех, кто не попал на стадион. Такое уже было на матче с «Зенитом», когда число приехавших явно выше возможностей «Донбасс Арены». По регламенту 5% Питер получил, т.е. 2600 билетов, больше невозможно просто. А болельщиков у «Зенита» намного больше, это понятно, намного больше болельщиков, которые могут пойти в Донецке на футбол. Поэтому там рядом, буквально через дорогу от «Донбасс Арены» находится «Олимпийский», 26-тысячный стадион, и там включили экран и вывели трансляцию. Но это, как говорится, форс-мажор. А к «Евро» более подготовленные фан-зоны.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Отсюда, естественно, вытекает вопрос о безопасности.

Б. КОЛЕСНИКОВ: По безопасности Украина готова, я думаю, на сто процентов. Все болевые точки изучены с руководством Вены. Т.е. мы накладывали ситуацию в Вене на «Евро-2008», в Йоханнесбурге в 2010 году и, соответственно, моделируем ситуацию «Евро-2012». С безопасностью проблем не вижу.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: А болевые точки какие? Что вы отрабатываете в первую очередь? Вы боитесь российских болельщиков?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Мы никого не боимся. Это же гости. Вы хотите, чтобы мы боялись гостей? Да, есть отдельные категории болельщиков, которые учитываются «Интерполом», все страны обмениваются. Я не думаю, что нам нужно продолжать интервью в рамках сотрудничества с «Интерполом» и другими организациями. Это не более процента таких болельщиков, поэтому об этом даже не стоит говорить.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. Тогда последний вопрос об отношении к этому мероприятию самих украинцев. Например, акция православных бабушек, которые под часами, где идет обратный отсчет, молятся, чтобы избавил их бог от этого «Евро-2012», это исключение?

Б. КОЛЕСНИКОВ: Все социологические опросы показывают, что это исключение. Общество свободное, имеет сто процентов плюсов и пару минусов, которые пришли после 91 года. Я не думаю, что на них стоит обращать внимание.

T.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Я надеюсь, что больше молебнов под этими часами не будет, и они спокойно продолжат обратный отсчет. Спасибо большое. Борис Колесников, вице-премьер Украины.

Б. КОЛЕСНИКОВ: Спасибо.

+++

ProstoPrint засудит операционного директора UEFA

K-z.com.ua

28.10.11

Владелец компании ProstoPrint на своем сайте разместил заявление, в котором опровергает информацию, распространяющуюся украинскими властями, а также заявляет о своем желании встретиться с операционным директор УЕФА, директора Евро-2012 г-н Мартин Каллен в суде.

«Конфликты и законы» приводят полный текст обращения господина Олейникова: 

«26 октября 2011 г. в интервью газете “Український тиждень” операционный директор УЕФА, директор Евро-2012 г-н Мартин Каллен заявил следующее (цитирую на языке оригинала, дословно по публикации):

«Ми надіслали Олєйнікову листа з проханням не зловживати брендом УЄФА і після цього почалася вся ця історія (обшуки у компанії − ред. Тижня)».

Прежде всего, я хотел бы выразить господину Мартину Каллену глубочайшую признательность − своим заявлением он предоставил мне возможность защищать честь, достоинство и деловую репутацию в судебных инстанциях за пределами Украины (а именно − в Швейцарии, где находится штаб-квартира УЕФА).

В течение ближайших двух недель (как только у меня появится физическая возможность посетить Швейцарию) я подам судебный иск против господина Каллена и его работодателя УЕФА со следующими требованиями:

1) публично опровергнуть неправдивую информацию о “предупреждениях”, якобы направленных мне УЕФА;

2) принести официальные извинения от имени УЕФА сотрудникам компании ProstoPrint.com и мне лично;

3) компенсировать ущерб, нанесенный данными высказываниями моей чести, достоинству и деловой репутации (сумма ущерба будет установлена после консультаций со швейцарскими юристами).

Убежден, что, в отличие от Украины, в суде Швейцарии я могу рассчитывать на всестороннее расследование обстоятельств дела, объективный и справедливый вердикт.

Вот уже полтора месяца я безуспешно пытаюсь подать иски в украинские суды против г-д Лубкивского и Колесникова, которые выступили с похожими высказываниями в отечественных СМИ. Эти иски не принимают по формальным причинам − например, на том основании, что в них не указаны домашние адреса Лубкивского и Колесникова (как узнать адреса сих господ − в суде, естественно, не комментируют). Искренне надеюсь, что в штаб-квартире УЕФА моим адвокатам предоставят всю необходимую информацию относительно г-на Каллена для подготовки искового заявления.

Я утверждал ранее и утверждаю теперь, что никаких “писем от УЕФА Олейникову и Простопринту” не существует. Я также утверждаю, что историю о якобы отправленных письмах сфальсифицировал юрист компании “Дубинский и Ошарова” Огневьюк, действуя в сговоре с коррумпированными украинскими чиновниками и преследуя цели, которые не имеют ничего общего ни с Евро-2012, ни с УЕФА, ни с футболом (подробнее см. здесь).

Уважаемый г-н Каллен! Я допускаю, что Вас дезинформируют Ваши коллеги в Украине. Однако между ними и Вами есть существенное отличие: для Колесникова, Лубкивского, Огневьюка, к сожалению, сегодня в Украине “законы не писаны” − поскольку милиция, прокуратура, суды, СБУ находятся под тотальным контролем их подельников-однопартийцев. Вряд ли в ближайшее время эти господа понесут правовую ответственность за клевету и ущерб, нанесенный своими неправдивыми высказываниями. Вы − понесете по законам Швейцарской конфедерации.

Я готов отказаться от подачи иска и принести Вам и УЕФА свои извинения в том случае, если Вы предоставите или опубликуете в независимом СМИ любые достоверные подтверждения существования “писем УЕФА Олейникову”. Ведь официальные письма от имени такой уважаемой организации, как УЕФА, не могли уйти незамеченными: должны быть почтовые реестры, копии накладных служб курьерской доставки и т.д. В случае отправки электронных писем прошу Вас предоставить технические данные (“заголовки писем”), верифицированные интернет-провайдером: дата и время отправки, электронный адрес получателя, содержание письма и т.д.

Я также информирую Вас и УЕФА о начале международной кампании “No Euro-2012 for Ukraine” с 31 октября 2011 года. Целью данной кампании является создание общественного давления на УЕФА и последующее лишение Украины права проведения чемпионата Европы по футболу в следующем году. Если футбольные чиновники не слышат украинцев, которые кричат о политических репрессиях и произволе, развернутом под маркой “Евро-2012” − надеемся, они прислушаются к мнению европейцев: общественных организаций, политиков и простых граждан.

Встретимся в суде, господин Каллен!»

+++

Харьков выделит средства на реконструкцию «Металлиста» в срок

City.kharkov.ua

28.10.11

Городская власть выделит средства на реконструкцию стадиона «Металлист» в сроки, утвержденные графиком.

Об этом сегодня, 27 октября, заявил директор Департамента по вопросам подготовки ЕВРО-2012 по футболу Харьковского городского совета Александр Нечипоренко. Он прокомментировал появившуюся в СМИ информацию о том, что проведение матчей Чемпионата Европы в 2012 году оказалось под угрозой из-за отсутствия финансирования из областного и городского бюджетов на реконструкцию стадиона «Металлист». Эту информацию озвучил директор ЕВРО-2012 в Украине Маркиян Лубкивский после вчерашнего рабочего заседания в Харькове во главе с операционным директором УЕФА Мартином Калленом.

Директор Департамента по вопросам подготовки ЕВРО-2012 по футболу Александр Нечипоренко отметил, что на самой встрече Маркиян Лубкивский этот вопрос не поднимал. «В протоколе встречи записано, что все стороны, участвующие в этом процессе, удовлетворены утвержденным графиком финансирования. Согласно этому графику, всего мы должны выделить 15 млн грн, из них 5,8 млн уже выделено, а 9,2 млн будут выделены в декабре этого года. Я получил заверения Харьковского городского головы Геннадия Кернеса, что эти средства будут выделены точно по графику, поэтому ни о каком невыполнении обязательств в данном случае речи идти не может», − сообщил Александр Нечипоренко.

Он также отметил, что те опасения УЕФА, которые озвучил Маркиян Лубкивский − о проблеме энергообеспечения стадиона, из-за которой невозможно ввести арену в эксплуатацию и получить сертификат безопасности, − также не являются критическими. Как сообщил директор департамента, необходимое оборудование уже закуплено и находится на стадионе, просто его необходимо смонтировать, а это трудоемкий процесс.

+++

В центре Ялты на четырех огромных экранах покажут футбольные баталии с «Евро 2012»

Crimea.vgorode.ua

27.10.11

Матчи чемпионата по футболу «Евро-2012» будут транслировать на четырех экранах, которые установят на ялтинской набережной.

− Уже сейчас набережная у нас поделена на четыре фан-зоны с установкой огромных экранов и обслуживающих компаний в области общественного питания, − заявил мэр Ялты Алексей Боярчук.

По его словам, местные власти проводят серьезную подготовительную работу для приема туристов во время проведения чемпионата. Трансляция матчей на набережной должна создать соответствующую атмосферу.

Городской голова также сообщил, что к следующему курортному сезону на ялтинских предприятиях общественного питания должны появиться меню на английском языке, а в туристическом информационном центре будут работать сотрудники, свободно владеющие английским.

− Ялта будет готова встречать Евро,− заверил Боярчук.

+++

Євроарена у Львові: «сам не гам і іншому − не дам»

Галина Стадник

Dw-world.de

27.10.11

На суботу заплановане урочисте відкриття нової спортивної арени у Львові. На її будівництво держава витратила понад 2 мільярди гривень бюджетних коштів. Економічне майбутнє стадіону досі не прораховано.

Новий стадіон у Львові зможе прийняти близько 33 тисячі глядачів, створено понад 4 тисячі місць для стоянок авто. У приміщені буде чи не найбільший ресторан міста на 500 осіб, чотири конференц-зали, картинг центр, ковзанка та інші розважальні об’єкти.

Утримання такої арени, за попередніми розрахунками фахівців, обійдеться державі у 20-25 мільйонів гривень на рік. Рішенням Кабінету міністрів від 13 липня 2011 року створено державний консорціум «Спортивні арени України», завданням якого, власне, і буде ефективне використання об’єктів інфраструктури після проведення чемпіонату з футболу. До консорціуму увійшли НСК «Олімпійський», «Арена-Львів» та «Палац спорту».

Незговірливі «Карпати»

Керівництво області не сумнівається, що після завершення «Євро-2012» стадіон активно функціонуватиме і не простоюватиме, про що дбатиме державна новостворена установа. «Статки державі та організаторам приноситимуть не лише спортивні заходи, але й різного роду фестивалі, концертні програми, свята та конференції», − запевняє голова Львівської ОДА Михайло Цимбалюк.

Якщо відомий львівський футбольний клуб «Карпати» візьме в оренду стадіон, то проблем взагалі не буде, вважають державні чиновники. «За умови, що львівські футбольні клуби гратимуть раз на тиждень на стадіоні, цього вистачить для завантаження арени», − каже віце-прем’єр-міністр України Борис Колесніков. Проблема лише у тому, що львівські «Карпати» мають свій стадіон, і не поспішають змінювати місце дислокації. Переговори тривають вже кілька місяців.

Радянські підходи

Однак, в інтерв’ю Deutsche Welle фінансовий експерт, заступник керівника Комітету громадського контролю «Євро-2012» Тетяна Тимошенко заявила, що не вважає державний консорціум формою ефективного менеджменту. «Є багато різних схем утримання таких об’єктів. Але наша держава, на жаль, не вважає за потрібне заробляти на цьому. Досі не прораховано майбутні надходження. Не розроблено моделі державно-приватного партнерства з утримання цих стадіонів», − каже вона.

Приміром, у США використали схему, коли створили інвестиційний фонд з надходжень від Олімпіади, відтак дивіденди вкладали в ці заздалегідь нерентабельні об’єкти. «Росія ж поділила олімпійські об’єкти на зони, частину з них віддала керуючим компаніям, які діляться з державою прибутками», − додає Тимошенко.

 В Україні ж ще діють радянські підходи, наголошує експерт, жодних бізнес-планів, говорять тільки про вкладання коштів, чиновники мислять ще за формою планової, а не ринкової економіки. Такі бізнес-плани треба розробляти на етапі проектування об’єктів, запевняє Тимошенко, а цього держава не зробила. Отже, стадіон у Львові і інші інфраструктурні об’єкту ляжуть тягарем на видаткову частину бюджету, переконана експерт. А створення державного концерну, за її словами, ні що інше як нове структурне навантаження, причому, підконтрольне. Краще б держава підписала угоду з приватним партнером, який би зайнявся економічною доцільністю львівського стадіону, додала співрозмовниця.

Така схема діє у польському Вроцлаві. Ще задовго до закінчення будівництва вроцлавської арени у лютому 2010 року, місто підписало угоду з відомим американським оператором про комерційне використання стадіону. Тепер арена працює на повернення вкладених коштів, які місто брало в кредит, розповіла директор міського бюро «Євро-2012» Ханна Домагала. Практично щодня на стадіоні відбуваються різні імпрези, і компанія дбає про задіяння об’єкту на місяці вперед, а місто отримує дивіденди.

Сумна перспектива

Заяви ж Колеснікова про самоокупність державного концерну за два роки − чистої води популізм, переконана представниця комітету громадського контролю. «А де ж розрахунки?», − запитує фінансист Тимошенко. Практично всі стадіони завжди є дотаційними, лише за рахунок прилеглої інфраструктури можна вийти на нульовий баланс. А стадіон у Львові завжди буде дотаційним, вважає експерт, бо його місце розташування не було продуманим. Погана логістика і дорогі комунікації − це вже великий негатив для будь-яких проектів, що будуть пов’язані з експлуатацією цього об’єкту, пояснила співрозмовниця.

Підписатися на новини