Футбольная жизнь в зеркале СМИ

Интернет

 

ФУТБОЛ

 

Уроки истории: от звезд спорта до «живого товара»

Юрий Цвях

Comments.ua

21.10.11

Украинские футболисты когда-то были так же интересны экспортерам, как отечественный метал, удобрения и танки

Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) готовит финансовую революцию в одном из самых «зрелищных» видах бизнеса − футболе. Идеологом этих преобразований выступает президент УЕФА Мишеля Платини, по замыслу которого с 2012 года футбольные клубы не должны тратить больше, чем они заработали. То есть, по большому счету, футбол должен превратиться в бизнес, а не в надпись на визитке украинского мультимиллионера.

При этом, в УЕФА готовы наказывать клубы за схемы, когда владелец клуба будет пополнять бюджет за счет «спонсорских пакетов». Собственно, подобный подход сегодня используется у клубов украинской Премьер-лиги, когда «за надпись на футболке» поступают десятки миллионов долларов, которые и формируют бюджет команды. И за этим скрывается не только реальный бюджет команды, но и ее владелец.

Конечно, такие нововведения УЕФА вызывают недовольство у украинских владельцев клубов. Дескать, это наши деньги и мы их тратим на свое усмотрение. Да и собрать команду уровня турнира Лига Европы без различных «схем» в Украине сегодня не реально.

Кстати, в отличие от Европы, украинские клубы пока не могут похвастаться какими-то существенными доходами − ни болельщики, ни футболки, ни билеты не являются существенной статьей доходов. Единственную прибыль (кроме, конечно, использования «серых» схем со счетами команды) клубам приносят трансферы. То есть, продажа своих футболистов в другие команды. Желательно, в Европу − там платят больше. «Комментарии» решили вспомнить историю торговли «футболистами» и схемы, которые использовались при этом.

Наиболее открытым трансфером времен заката Советского Союза является переезд полузащитника киевского «Динамо» Алексея Михайличенко в генуэзскую «Сампдорию». Впрочем, и тут все не до конца чисто − согласно официальной информации, «Миха» поехал на Апеннины за $3,5 млн. Неофициальная версия гласит, что отличившегося на Чемпионате Европы в 1988 году, где сборная СССР заняла второе место, Михайличенко «приобрели» за $5 млн., и контракт был подписан на три года. «Сампдория», в которой, кроме Михайличенко, играли в сезоне 1990-91 Виалли, Манчини, Пальюка, стала чемпионом Италии. Несмотря на это из знойной Италии Михайличенко уехал в туманную Шотландию. «Глазго Рейнджерс» заплатил за украинца и его четырехлетний контракт $2,6 млн. Исследователи биографии Михайличенко подсчитали, что за шесть сезонов работы за границей его клубы всегда становились чемпионами.

До сих пор загадкой является трансфер скандального и эффективного динамовца Александра Заварова. Туринский «Ювентус» заплатил за полузащитника «Динамо» $5 млн.: $2 млн. направились в казну «Динамо», еще $2 млн. − Госкомспорту, и $1 млн. − государству. Согласно контракту, большая часть гонорара Заварова шла в «Совинтерспорт», а самому Заварову назначили стипендию в $1,2 тыс. в месяц. Согласно легенде, которая похожа на правду, так продолжалось три месяца, после чего «Ювентус» помог киевлянину пересмотреть условия контракта, и помимо денег, подарил киевлянам три машины «Фиат» разных годов выпуска. А еще отремонтировал за свои средства тренировочную базу «Динамо».

С остальными «золотыми ногами» украинского футбола ситуация еще более запутана. После феерического успеха на Чемпионате Европы Игорь Беланов, хоть и не забил пенальти, который мог сломать хребет сборной Гуллита, ванн Бастена и Райкарда, уехал в немецкую Боруссию (Менхенгладбах). Настоящую сумму сделки не скажет никто. Собственно также уехал на Пелопоннес первый украинский обладатель звания лучший футболист Европы Олег Блохин. В 1990 году компанию Олегу Владимировичу составил Олег Протасов. По официальному контракту трансферная стоимость Протасова была $3 млн., однако, как потом выяснилось, между руководством «Динамо» и президентом «Олимпиакоса» были подписаны и другие документы. Сам Олег Протасов потом говорил: «Греков тогда Блохин тренировал. Спросил, сколько я хочу. Пообещал договориться с президентом, а я должен был решить все вопросы в Союзе. Что сказать? Грязный переход был. По нескольку контрактов подписывали. Заработали на мне − и в кусты».

Забавная история приключилась с покупкой Андрея Шевченко. Сначала одна из газет обнародовала инсайдерскую информацию о том, что его покупает итальянский «Милан». Тут же Григорий Суркис подал в суд на это издание. Газета проиграла суд владельцу «Динамо» и была закрыта. А через какое-то время Шевченко за рекордную для итальянского клуба сумму в $27,5 млн. таки перешел в «Милан».

Упомянутый уже Алексей Михайличенко пару лет назад сказал: «Клубам проще купить легионера, чем вырастить игрока». Правда, и с торговлей в последнее время у Украины не ладиться: за последние годы можно выделить только трансфер игрока донецкого «Шахтера» Дмитрия Чигринского в испанскую «Барселону». Правда, уже спустя год Ринат Ахметов выкупил своего футболиста обратно, доказав, что бизнес в «футбольной торговле» не самое главное. Вернее, сам Чигринский в последнем матче против питерского «Зенита» показал, что его игра в донецком клубе далека денег крупнейшего бизнесмена Украины.

+++

Алексей Михайличенко − спортивный директор «Динамо»

Fcdynamo.kiev.ua

21.10.11

К выполнению обязанностей спортивного директора клуба «Динамо» приступил Алексей Михайличенко, в прошлом один из лучших футболистов «Динамо», тренер «Динамо» и сборной Украины. Официальное представление его на новой должности состоится на следующей неделе.

+++
ЕВРО-2012

НСК “Олимпийский” − дорогая безальтернативность

Алексей Беловол

Rbc.ua

21.10.11

РБК-Украина выбрало восемь самых дорогостоящих проектов, которые будут возведены к Евро-2012 и попыталось проследить этапы, причины удорожания и перспективу их окупаемости в будущем. Согласно официальным данным, в список вошли три стадиона, четыре аэропорта (включая новые терминалы и взлетные полосы) и «Воздушный экспресс». Первым проектом, рассмотренным РБК-Украина, закономерно стал НСК «Олимпийский».

НСК. Как дорожал проект

Реконструировать − дороже, чем строить. Это аксиома. Когда объект возводится с чистого листа, то просчитать его смету и, самое главное, проследить за целенаправленным использованием средств намного легче, чем при осовременивании старого объекта. Изначально, когда Украина только узнала о совместной с Польшей победе на проведение Евро-2012, шла речь о бюджете на перестройку «Олимпийского» в размере 105-107 млн евро или 695,5 тыс грн по курсу НБУ. Стадион изначально должен был вмещать 74-77 тыс. зрителей. Начать строительство планировалось в декабре 2007 г., а сдать в эксплуатацию − летом 2010 г.

Но спустя неполных семь месяцев стоимость реконструкции будущего финального стадиона Евро-2012 значительно выросла. В первой госпрограмме подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года, принятой постановлением Кабмина №1295 от 31 октября 2007 г., смета на «Олимпийский» была увеличена почти втрое до − 1,5 млрд грн (по годам: 2008 г. − 300 млн грн, 2009 г. − 600 млн грн, 2010 г. − 600 млн грн). Причем ровно столько же предусматривалось и на построение нового столичного стадиона.

Второй пункт государственной программы «Строительство новых и реконструкция действующих стадионов для обеспечения тренировок команд − участниц чемпионата» предполагал выделение инвестором 1,5 млрд грн (по 500 млн грн в 2008, 2099 и 2010 гг.).

Во второй госпрограмме по подготовке к Евро-2012, принятой Кабмином постановлением №107 от 22 февраля 2008 г., смета «Олимпийского» осталась прежней, а пункт об строительстве нового стадиона в Киеве исчез. В том же году смета «Олимпийского», как минимум, дважды пересматривалась в сторону увеличения.

В конце октября Сергей Драч, на тот момент замминистра по делам семьи, молодежи и спорта, по данным СМИ, заявил что предварительная сумма реконструкции «Олимпийского» вместе с проектными работами должна составить 300-330 млн долл. (т.е., не превысить 1, 4 млрд грн по тогдашнему курсу НБУ). Также Драч напомнил, что министерство 10 октября получило от немецкого архитектурного бюро GMP, которое является главным проектировщиком реконструкции НСК «Олимпийский», концептуальный проект реконструкции стадиона.

Чуть позже министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко оценил стоимость реконструкции НСК «Олимпийский» в 2 млрд 114 млн 726 тыс. 997 грн. Причем, по словам министра, общая площадь участка реконструированного НСК «Олимпийский» должна была составить 168 тыс. 800 кв.м. Сметная стоимость строительства: на строительно-монтажные работы − 1 млрд 398 тыс. 505 грн; стоимость оборудования − 114 млн 593 тыс.грн.; пусково-наладочных работ − 7 млн 341 тыс.грн; кроме того, замена и перенос инженерных систем, которые находятся не в управлении НСК «Олимпийский», а в управлении киевской власти, − 594 тыс.286 грн.

Проект GMP Architects предполагал, что сроки строительства стадиона продлятся с сентября 2008 г. по декабрь 2010 г. Общая вместимость стадиона − 69 тыс. 004 чел., чистая вместимость стадиона − 63 тыс. 427 чел. Введение стадиона в эксплуатацию предполагалось в июле 2011 г. Местным адаптером выступал ПТАБ «Юрий Серегин», а генеральным подрядчиком − ХК «Киевгорстрой».

Но был назначен новый конкурс на лучший проект реконструкции НСК «Олимпийский», который 15 апреля 2008 г. выиграла тайваньская компания Archasia Design Group Limited. Триумф тайваньцев оказался преждевременным. Уже через несколько месяцев все тот же Павленко сообщил о прекращении работы с тайваньской компанией. Причина, по его словам, заключалась в том, что Archasia Design Group Limited «так и не представила разрешительные документы на осуществление строительной деятельности в Украине».

К работе над реконструкцией были опять привлечены немцы − GMP von Gerkan, Marg und Partner. По словам Павленко, договором предусматривались три стадии работ. Первая − презентация концептуального проекта на протяжении 60 дней. Вторая − собственно рабочий проект, который должен быть подан на протяжении 180 дней (параллельно должны были осуществляться строительные работы). Третий этап − рабочая документация (параллельно сопровождение строительства до 2010 г.).

Затем, в связи с политической ситуацией, последовало почти двухлетнее затишье. И лишь в апреле 2010 г. Кабмин постановлением №357 обнародовал новую смету НСК. Согласно очередному, третьему по счету варианту госпрограммы подготовки к Евро-2012, прогнозируемая стоимость реконструкции стадиона вместимостью 69 тыс. 004 места составила 3 млрд 266 млн 340 тыс. грн (2008 г. − 247,36 млн грн, 2009 г. − 605,7 млн грн, 2010 г. − 2184 млн грн, 2011 г. − 217,26 млн грн, 2011 г. − 12,02 млн грн).

В третьей программе добавились новые позиции: строительство и оборудование функциональных зон, пешеходно-транспортных путей, вблизи НСК (Нацагентсво -322 млн грн); строительство и облагоустройство зон гостеприимства площадью до 45 тыс. квадратных (Нацагенство − 280 млн грн); благоустройство Троицкой площади (финансирование из бюджета Киева − 104,6 млн грн); реконструкция недостроенного здания у стадиона под административный корпус (ООО «Будівельна інвестиційна компанія ТМ» − 450 млн грн). Таким образом, все прогнозируемые затраты государственного и киевского бюджетов составили 3,692 млрд грн.

28 июля 2010 г. распоряжением Кабмина под номером №1586-р смета была снижена до 3,005 млрд. грн. Согласно выводам ГП «Укргосстройэкспертиза», стоимость составила − 3 млрд 5 млн 977 тыс. 591 грн, в том числе: строительно-монтажные работы − 1 млрд 736 млн 783 тыс. 933 грн, оборудование − 349 млн 51 тыс. грн, пусконаладочных работ − 4 млн 370 тыс. 441 грн.

Однако, 16 февраля 2011 г. смета «Олимпийского» вновь возросла. Очередным правительственным постановлением №201 смета была увеличена до 3 млрд 878 млн 430 тыс. грн. Реконструировать существующие и строить новые объекты НСК планировалось за счет двух источников: госбюджет − 2 млрд 213 млн 580 тыс. грн (2008 г. − 247,36 млн грн, 2009 г. − 605,7 млн грн, 2010 г. − 1348,5 млн грн, 2012 г. -12,02 млн грн); госфинансирование − 1 млрд 664 млн 850 тыс. грн (2010 г. − 467,59 млн грн, 2011 г. − 1197,26 млн грн) . Распорядителем средств стал «Укревроинфрапроэкт».

А 14 апреля 2011 г., через год после утверждения третьей госпрограммы по подготовке Евро-2012, общие государственные затраты на стадион и прилегающую территорию, по данным СМИ, выросли до 4,6 млрд грн и 5,324 млрд грн, соответственно. При этом, благоустройство Троицкой площади фактически списали на ООО «Юджин», а на киевский бюджет повесили обустройство 1,5-километровой зоны вокруг стадиона.

6 июля 2011 г. правительственным постановлением №733 вносятся изменения и дополнения 1 и 2 в государственную целевую программу подготовки Украины к Евро-2012. Согласно документу, на реконструкцию и построение новых объектов «Олимпийского» планировалось выделить до 4 млрд 590 млн , 320 тыс.грн (2008 г. -247,36 млн грн, 2009 г. − 605,7 млн грн, 2010 г. -1816,09 млн грн, 2011 г. − 1921,17 млн грн).

Новым постановлением №864 от 10 августа Кабмин обозначил, во сколько обойдется «строительство и обустройство функциональных зон и схем планирования пешеходно-транспортных путей с размещением автостоянок и объектов общественного обслуживания для проведения чемпионата на прилегающих к НСК «Олимпийский» территориях (ул. Красноармейская, 55), в том числе − подготовительный период». Cумма указанная в постановлении составила 362,22 млн грн (2011 г. − 279,2 млн грн, 2012 г. − 83,02 млн грн).

Итак, пока что, по состоянию на сентябрь 2011 г., реконструкция НСК составила 4,59 млрд грн. То есть, за три года стоимость реконструкции «Олимпийского» выросла на 3 млрд 894 млн 500 тыс. грн. Даже с учетом падения курса гривны и кризиса − это очень значительный рост. Но и это, похоже, пока не финал.

Пределы окупаемости

Понятно, что НСК «Олимпийский» − скорее имиджевый, нежели бизнесовый проект. Но вопрос об окупаемости столь дорогостоящего объекта все равно не может не беспокоить граждан, из карманов которых оплачивалась реконструкция.

На днях вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников дал четкий и недвусмысленный ответ на этот вопрос. «Что касается общей стоимости, то... он никогда не окупится», − сказал вице-премьер.

При этом, в плане операционных трат, по прогнозам Колесникова, «Олимпийский» должен выйти на самоокупаемость за два года. «Мы считали, что бюджет стадиона − 120-125 млн грн, расходная часть. На следующий год мы запланировали 110 млн доходной части, то есть, разница в 10% пока есть. Но это очень хорошее достижение... В операционной деятельности на «ноль с плюсом» НСК «Олимпийский» выйдет за два года», − заверил вице-премьер.

Он убежден, что это очень неплохой показатель. «Что касается Португалии, то там стадионы приносили до 70% убытка», − заявил в одном из эфиров Колесников.

Кроме того, по словам вице-премьера, в планах правительства объединить НСК и Ледовую арену, чтобы использовать единый спортивный комплекс для проведения концертных мероприятий, что также принесет немалый доход. Впрочем, опять-таки, по словам Колесникова, «национальные объекты подобного масштаба в Европе, как правило, не окупаются. Поэтому такая задача не стоит и в Украине».

Альтернативный вариант

Справедливости ради отметим, что сам Борис Колесников изначально был за строительство нового стадиона и позже он это признал. «Главный вывод ясен: надо не заниматься реконструкцией, а строить новый стадион. Это и дешевле, и удобнее для зрителей. Одним словом, за те же деньги можно получить намного лучшие потребительские качества. Ведь чего стоит хотя бы статья в проекте реконструкции − восстановление бетона второго яруса! Это что, Мариинский или Зимний дворец, что возможно только реконструировать?! Да куда легче и дешевле было его вывезти и вылить новый! Но точка невозврата была пройдена (в марте 2010 г.). Ведь если даже представить, что УЕФА согласился бы на введение стадиона в марте 2012-го, у нас было бы ровно два года. Но из них 8 месяцев ушло бы на проектирование, и осталось бы 16 месяцев на строительство. Чтобы было с чем сравнить, скажу: «Донбасс Арену» строили с 2005 по 2009», − говорил вице-премьер.

Причем глава ФФУ Григорий Суркис озвучивал желание Федерации стать заказчиком нового стадиона. «Мы готовы взять на себя функции заказчика. ФФУ уже заказала разработку проекта нового стадиона, который может быть подготовлен в ближайшее время...Новый стадион должен вмещать 50-60 тыс. зрителей, функционально быть «исключительно» футбольным, но с возможностью проводить фестивали и другие мероприятия. Кроме того вблизи должны быть сооружены торговые центры, места досуга, спортивные залы для проведения соревнований по другим видам спорта», − сказал Суркис.

Он также напомнил о том, что Киевсовет дал гарантии УЕФА в том, что до 2012 г. в столице будет построен новый стадион. Глава ФФУ заявлял, что рассматривались два места строительства − на улице Полесская, 6, где расположены склады Минобороны, и на улице Глушкова, 6 − на территории выставочного центра « Экспо-Украина».

Кроме того, Суркис заверял, что ФФУ готова предоставить инвестора, который будет проводить строительство и вдохнет новую жизнь в сам выставочный комплекс, а деньги государства тратиться не будут. И такой заказчик был, ведь как уже упоминалось выше в первой целевой программе по подготовке к Евро-2012 отдельной графой было прописано строительство нового стадиона в Киеве за деньги частного инвестора (в котором угадывался Вадим Новинский) за 1,5 млрд грн. Но позже от этой идеи отказались.

+++

С инспекцией по Украине

Максим Михалко

Sportsdaily.ru

21.10.11

Корреспондент «Спорта день за днем» побывал на местах будущих футбольных баталий.

Оказавшись в соседнем с Украиной Белгороде, решаю добираться до Харькова по максимуму «фанатским» способом. И более скоростной электричке предпочитаю автобус. 150 рублей − и вы в городе, принимающем Евро-2012. Дорога до границы пролетает практически незаметно, полчаса на таможенном контроле и последний марш-бросок до первой столицы Украины. Въезжая в город, смо­трю на часы: в обещанные перед отправлением 180 минут уложились с запасом.

Кстати, само качество трассы как на территории России, так и по другую сторону границы вынуждает отметить: далеко не все наши дороги могут похвастать столь гладким полотном, не заставляющим ежеминутно подскакивать на сиденье. Да, чуть не забыл − для фанатов, привыкших добираться на «собаках» и непритязательных к комфорту, путешествие обойдется в стольник российских. А вот из Харькова до Белгорода цена и вовсе изумит − на наши деньги всего 20 целковых. За эту символическую плату можно любоваться приграничными широтами по обе стороны двух славянских государств в течение пяти часов. Для тех, кто траты на Украине хочет увеличить за счет экономии на дороге, возможность пересадки в Белгороде − настоящий подарок. Такой способ обойдется в два раза дешевле, чем покупать билет с прямым сообщением до Харькова из обеих российских столиц.

На просторном вокзале со всех сторон слышна исключительно русская речь, и только легкий певучий говорок отличает ее от привычной слуху. То ли будет в июне! В каждую кассу привычная очередь с дюжину человек. А не желающим тратить в ней время и особо спешащим за три гривны дадут справку в специальном окне. Насколько понятно и подробно? Иду проверять − прошу назвать все имеющиеся в наличии по времени отправления и цене билеты на три разных направления. Признаюсь, качество обслуживания впечатляет − полторы минуты, и улыбчивая девушка мне вручает листок со всей запрашиваемой информацией.

Если придется на вокзале дневать или ночевать, обстановка вполне терпимая. Попрошайки одолевают меньше обычного, чтивом запасетесь надолго вперед, для любителей сувениров выбор в дюжине специализированных киосков впечатляющий. За отдельную плату можно принять душ, жаль только, работает он с перебоями. Что удобно − все под одной крышей, ничего специально искать не надо. Нет, все-таки надо. Вернее, желательно. Дойти до торгового центра, который в 100 метрах, если вам потребуется интернет. Там за лояльную цену всегда найдется свободное местечко у монитора и чуткий администратор. Под крышей вокзала доступ во всемирную паутину тоже имеется. Но, во-первых, работает комнатка два на два с половиной c двумя же компьютерами хоть и круглые сутки, но по непредсказуемому расписанию. А во-вторых, цена за сомнительное качество интернета вызовет как минимум недоумение.

Отправляюсь в место, где, собственно, Харьков и примет главное футбольное событие года. Выйдя из вагона на «Спортивной», решил спросить у бабушки, в какой стороне стадион. Едва она услышала только часть этого слова, как сразу же уверенно и подробно указала необходимое мне направление. Уже на подходе начал проникаться ощущением, что попал в футбольный городок. На стенах, словно дорожные знаки, стрелки четко указывают дорогу к «Металлисту».

Огороженный решетками красавец-стадион с виду кажется целым городом. Обхожу его вокруг − внутри и салон красоты, и офис туристической компании, и магазин атрибутики, и еще масса загадочных помещений за темными стеклами. Напротив стадиона простираются поля академии «Металлиста». Начинаю считать ровные, как бильярдный стол, прямоугольники − сбиваюсь на дюжине...

Вокруг стадиона фасады домов исключительно в жел­то-си­­них цветах с символикой «Металлиста». Убеждаюсь, что по каким делам сюда ни приди, шанса не понять, что оказался в футбольном районе, не будет.

Любитель футбола лет сорока в очереди в кассу убеждает, что на сборную народ точно трибуны заполнит. За три дня до встречи дружины Блохина с Уругваем ажиотажа около касс не наблюдается. Но, похоже, только потому, что харьковчане походы на футбол планируют заранее. Достаточный выбор билетов только в средней ценовой группе − от 50 до 80 гривен.

Спрашиваю того же болельщика, насколько комфортно из этих секторов смотреть футбол. «У нас практически с любого места все видно, берите, не пожалеете. Да и вообще круче нашего “Металлиста” только “Дон­басс-Аре­на”, − ответ аборигена получился развернутым и гордым.

Около входа на стадион вижу большую табличку. Оказывается, это разнообразное меню, которое предлагается по вашему вкусу в здешних кафе и ресторане. Похоже, тут могут удовлетворить пожелания и привыкших к пудингу англичан, и обожающих пиццу итальянцев, и знающих толк в морепродуктах испанцев. И ведь все тебе расписали прямо на входе, не надо искать, спрашивать. Снова ощутив себя в шкуре болельщика, почувствовал заботу. Удобно.

На обратном пути спрашиваю у кассирши о положительных изменениях в городе в связи с предстоящим событием. «Что у нас в Харькове меняется? − задумывается она. − Иногда так выматываешься на работе, что сил нет на что-то смотреть. Хотя, если бы что-то поменялось в лучшую сторону, я бы заметила. А пока сказать нечего». Прямо и честно.

Уехав из «футбольного городка», не заметил, чтобы в  Харькове тотально ремонтировали дороги, радовали пассажиров обновленным подвижным составом и наводили лоск. Расспросил об этом местное население, общий лейтмотив такой: «Пока изменений не видно, но к чемпионату Европы город сильно поменяется». В июне посмот-рим.

Перед вояжем в Донецк уезжаю на несколько дней в Крым. Покупая билет до Симферополя, снова сравниваю цены и расстояния − дорога длиной от Питера до Москвы, только в четыре раза дешевле. Эх, как хорошо быть туристом на Украине!

Притом что изначально было желание посетить все четыре украинских города, принимающих Евро, сроки моего путешествия никак не позволяли воочию лицезреть Львов. Но вот так удача − незадолго до отъезда в Донецк узнал, что живу в одном отеле с коренной львовянкой.

− Я футболом не интересуюсь, но в курсе, что у нас будущим летом пройдет чемпионат Европы, − рассказала Дарья. − Признаться, удивлена, что Львов не лишили права принять эти матчи. Ведь неоднократно возникали разговоры о том, что, если не будет построена новая инфраструктура... А наш город в этом плане самый отсталый из всех. Меньше чем за год до старта во Львове не видно никаких положительных изменений. У нас даже международного аэропорта нет. К лету построят, тут уж никуда не денешься, но в целом, глядя на происходящее, лишний раз убеждаюсь, что этот праздник задуман для кого угодно, только не для местных жителей.

Из дальнейшего общения выясняю, что во Львове хватает узеньких улочек, и сейчас, пока их ремонтируют, во многих местах просто не проехать. Да и криминальная ситуация ближе к началу лета будет только ухудшаться. Впрочем, так всегда бывает, когда в какой-нибудь город съезжаются туристы. Для воришек-карманников, различных аферистов и прочих негодяев это самое раздолье. Ведь люди приезжают расслабленными, хотят насладиться зрелищем и отдохнуть. Впечатления от новых мест еще больше усып-ляют их бдительность. В общем, во Львове болельщикам придется быть начеку.

Дарья даже сформулировала для меня своеобразную памятку поведения в своем родном городе. Если суммировать сказанное, нужно усвоить следующее. Первое − приехав на вокзал, помнить, что это криминальная среда и постараться покинуть его как можно быстрее. Второе − на том же вокзале ни на секунду не оставлять без контроля вещи. Третье − не вступать в контакт с людьми, предлагающими поменять деньги по более выгодному курсу. Четвертое − ни в коем случае не ловить «грачей», особенно в темное время суток. «Грачи» − примерно то же самое, что наши «бомбилы». Иметь с ними дело небезопасно.

За четырнадцать часов одолеваю маршрут Алушта − Симферополь − Днепропетровск − Донецк и, знакомясь с местным вокзалом, словно попадаю в игру «испытай тридцать три неудобства». В маленьком зале ожидания расписание поездов висит прямо около узкого прохода. Где, вглядываясь в буквы с цифрами, ежесекундно ловишь на себе неласковые взоры желающих пройти внутрь или, наоборот, покинуть вокзал. Кстати, высота, на которой вывешено расписание, заставит серьезно напрячь шейные позвонки самого Дядю Степу.

Не добавила оптимизма новость о том, что камера хранения находится в соседнем здании, куда придется тащить сумки добрую сотню метров. Вдоль железной дороги и под нависающим краном, активно задействованном в постройке моста через пути. Сбросив багаж, узнаю следующее препятствие − оказывается, сан-узел находится в еще одном отдельном здании, до которого очередная сотня метров вдоль железной дороги. Думаю, понятно, что, добравшись до желанного пункта, обнаружил там очередь. Сразу добрым словом вспомнился харьковский вокзал со всеми его удобствами в одном флаконе. Стало вдруг интересно представить эмоции, например, Франца Беккенбауэра, вынужденного в кромешной тьме под звяканье крана над головой по лужам тащить сумки к поезду.

Недовольного вида пенсионер в очереди за билетами сетует на тот же престарелый и неудобный вокзал, дряхлый общественный транспорт и малое количество хороших гостиниц. По словам пожилого дончанина, если что-то изменится, то лишь на короткое время. И безо всякой пользы для горожан.

А ведь от кого-то я уже это слышал. И совсем недавно.

Оказавшись на улице, когда окончательно рассвело, понял, что не все так плохо. Напротив старенького здания стоит новенькое, более чем наполовину застекленное и подсвеченное изнутри. Строительные леса по всему периметру явно указывают на активное возведение постройки, в чем убедился, увидев снующих внутри рабочих. Окончательно понять, что это такое, еще только предстоит, а пока держу путь на «Дон­басс-Аре­ну». До которой на стареньком трамвайчике (а ведь верно говорил пенсионер) доезжаю за одну гривну. Смешно, правда?

Достаточно оказаться на территории стадиона, чтобы понять: если есть примеры того, что лучше один раз увидеть, чем много раз об этом услышать, то «Дон­басс-Аре­на» подходит идеально. Дорожки вокруг арены «разбавлены» пешеходными переходами. Вы где-нибудь такое видели? По периметру все усеяно зелеными насаждениями и деревьями. Настоящий уголок здоровья. Который бдительно «охраняют» таблички, напоминающие о запрете курения на всей территории стадиона в дни матчей.

Поднимаюсь с экскурсоводом в чашу арены и узнаю, что при разработке проекта взят за основу легендарный «Камп Ноу». Сиденья сделаны из негорючих материалов; на стадионе во время матчей порядок обеспечивают исключительно стюарды, а полиция и спецподразделения готовы включиться лишь в случае крайней необходимости (пока за всю историю существования арены крайней необходимости в их присутствии на трибунах не возникало).

Отсутствие беговых дорожек создает особенно близкий контакт футболистов со зрителями, которые чувствуют себя полноценными участниками действа. Кстати, рассчитанная на 150 мест ложа прессы заполняется крайне редко, и за 80 гривен на свободные места в ней может попасть любой болельщик. Но то − на матчи чемпионата Украины. На Евро явно будет по-другому.

«Донбасс-Арене» не требуются доработки. По оценкам экспертов, домашний стадион «Шахтера» входит в тройку самых современных в Европе. Кстати, уже сейчас здесь функционируют специальные зоны для людей с ограниченными физическими возможностями. Еще несколько таковых планируется открыть к началу турнира.

Увидев в центре города молодого человека с символикой «Шахтера», я сразу понял, что именно он мне и нужен для беседы. Подтвердив мои мысли о строительстве нового здания вокзала напротив старого, новый знакомый добавил, что скоро появится еще одно здание. А на скептическое замечание о том, что трамваи с троллейбусами словно из прошлого века, сказал, что всех изменений сразу не заметить, но скоро город будет не узнать. «Приезжайте через полгодика − будет вам и выбор гостиниц любой категории, и новенькие автобусы с троллейбусами и трамваями. Будет и ощущение, что город живет футбольным праздником».

Вечером я увидел, как болельщикам предлагают специальные карты, с помощью которых вы можете приобрести еду с напитками. Не нужно шарить в карманах в поисках мелочи и ждать, пока хитроватого вида продавец наконец отыщет для вас сдачу. А после окончания игры тридцать с лишним тысяч человек покинули арену за каких-то десять минут. Что неудивительно, ведь в каждом секторе установлено несколько лестниц, лишь одна из которых ведет к вашим местам. Никакого намека на столпотворение! А стюард после подробного объяснения догонит вас, чтобы уточнить − правильно ли вы поняли, как пройти на свое место. Ни малейшего намека на агрессию! И навязчивое ощущение, что тебя здесь ждали…

По дороге на вокзал поймал себя на мысли: если Донецк еще не являет собой город-сад, то «Донбасс-Арена» − уже город-сад. Готовый принять Евро в любое время. И, если надо будет, хоть все матчи.

+++

В Україні відкриють сім автошляхів до кінця року

Ukraine2012.gov.ua

21.10.11

В Україні до кінця 2011 року планують відкрити рух на семи автобанах й повністю завершити модернізацію доріг в межах Донецької та Львівської областей.

Про це у коментарі Інформаційному центру «Україна-2012» повідомив заступник директора департаменту розвитку інфраструктури Нацагентства з підготовки до Євро-2012 Володимир Бондаренко.

«До кінця 2011 року планується завершити ремонтно-будівельні роботи в межах Донецької та Львівської областей та відкрити рух на автодорогах Львів−Рава-Руська, Львів−Краковець, Львів−Шегині, Львів−Пустомити−Мединичі, західний обхід Львова, Київ−Ковель−Ягодин і Знам’янка−Луганськ−Ізварине», − сказав він.

За інформацією Володимира Бондаренка, на сьогодні вже завершили поточний ремонт автодороги Харків−Щербаківка, будівництво транспортних розв’язок у Києві та відкрили рух трасою Кіпті−Глухів−Бачівськ (на Брянськ) після капітального ремонту. 

Загалом, у 2011 році проводились роботи з модернізації 74 автодоріг у приймаючих містах. Зокрема, влаштовують нове дорожнє покриття у місцях зупинок міського громадського транспорту, замінюють конструкції тротуарів, розширюють проїзні частини та інше.

Підписатися на новини