Футбольная жизнь в зеркале СМИ

Украинский футбол: «поле брани» вокруг «честной игры»
Максим Максимов
Sport.glavred.info
24.04.08
В «Доме футбола» Исполком ФФУ рассмотрел несколько животрепещущих вопросов жизнедеятельности украинского футбола.
На каждом заседании Исполкома можно с успехом запастись материалом для самого скандального информационного выпуска… Но аншлаг на вчерашнем экстренном заседании был вызван, наверное, тем, что вот уже два дня все газеты, радио и телевидение, что называется, препарируют полученные из Ахтырки скандальные материалы о буйствах горе-болельщиков из Киева, попытавшихся «поставить на уши» провинциальный городок. Так как повестку дня технические службы ФФУ заранее не рассылают и на сайте не вывешивают, то журналисты, в какой-то степени, попали впросак. Ключевым вопросом оказался телефонный разговор между генеральным менеджером ФК «Днепр» (Черкассы) и исполняющим обязанности главного тренера ФК «Сталь» (Днепродзержинск). Который послужил сигналом к очередной акции в борьбе с коррупцией.
В последнее время президент ФФУ перенял манеру другого Президента, который выработал у себя комплекс опоздания. Хотя в народе считается, что начальство не опаздывает, а …задерживается. На этот раз Григорий Михайлович, у которого сейчас наступают «счастливые денечки», уложился в каких-то девять минут… И сразу же предложил присутствующим поменять местами пункты повестки дня и первым рассмотреть вопрос проведения финального матча Кубка Украины между донецким «Шахтарем» и киевским «Динамо». Потом можно будет поговорить о Fair play и, конечно же, о том, что безопасность − превыше всего…
Финал Кубка Украины как репетиция Евро-2012?
Как сообщил первый заместитель председателя Харьковской областной госадминистрации Владимир Бабаев, программа подготовки всех служб была тщательнейшим образом рассмотрена на заседании оргкомитета, проведенном с участием всех заинтересованных лиц и организаций. Даны поручения органам министерства внутренних дел, здравоохранения, просвещения, на которые легла серьезная ответственность за работу со зрителями. Учитывая создавшуюся на отечественных стадионах тревожную ситуацию и прокатившуюся волну беспорядков, и, в связи с тем, что матч, который будет проведен на стадионе «Металлист», посетит президент Украины Виктор Ющенко, в план мероприятий по проведению финала Кубка внесены коррективы. Известно, что с утра глава государства примет участие в торжественных мероприятиях по случаю Дня Победы, встретится с ветеранами, а потом отправится в Оперный театр для участия в совещании, посвященном 100-летию харьковского футбола...
Но, как бы то ни было, главным событием этого дня, бесспорно, станет сам матч, интерес к которому огромен − обе команды отлично мотивированы, хорошо изучили игровую манеру друг друга, и их конкуренция в эти майские дни достигла апогея. А если в субботу «горняки» не сумеют во Львове победить «Карпаты», то, вполне вероятно, что любителей футбола ждет «третий акт марлезонского балета» − еще один «золотой матч» между лидерами украинского футбола… Но для того, чтобы финал прошел на высоком уровне, необходимо обеспечить не только квалифицированное судейство и забитые до отказа трибуны стадиона, но и высокое качество футбольного поля. На этот вопрос обстоятельно отвечал председатель Комитета по вопросам стадионов и безопасности проведения соревнований Борис Воскресенский:
− У нас имеется график выполнения работ по вводу в действие Восточной трибуны к пятому мая. Тогда же будет проведено совещание с представителями МВД по вопросу обеспечения общественного порядка. Пока, правда, остается открытым вопрос привлечения волонтеров: еще не решено, стоит ли приглашать старшеклассников или студентов или, может быть, стоит ограничиться участием сотрудников частных охранных структур… Обеспечение безусловного выполнения рекомендаций по уходу за полем даст своеобразную оценку готовности Харькова в качестве запасного города в проведении Евро-2012.
Григорий Суркис:
− Надеюсь, что все компоненты предстоящего события совпадут, а газон будет соответствовать уровню матча… Во Львове я встречался с министром МВД Луценко, и мы пришли к выводу, что беспредел на наших стадионах − не вспышка хаотичного фан-движения, а спланированная акция недоброжелательно настроенных по отношению к Украине агрессивных группировок. Так что работа предстоит серьезная.
Эксклюзивный агент ФФУ по вопросам рекламы компания Ukraine Football International уже начала принимать заявки от организаций на приобретение билетов на финальный матч Кубка Украины. Как сообщил представитель UFI, на сегодняшний день получена заявка от фан-клуба ФК «Динамо» на 10 тысяч билетов, «Шахтер» прислал заявку на приобретение билетов для 12 тысяч своих болельщиков.
Финальный матч будет транслироваться на Россию и Израиль и, по словам представителя UFI, интерес к финалу проявляют также телекомпании Румынии и Польши.
Иван Гайворонский, первый вице-президент донецкой областной федерации футбола заинтересовался, почему раньше, когда «Шахтар» привозил в Киев 27 тысяч болельщиков, за билеты было уплачено около 800 тысяч гривень, а теперь за 12 тысяч болельщиков организаторы матча требуют полтора миллиона. Неужели цены на билеты так неоправданно поднялись?
«Вопросами распределения билетов и определением их стоимости ФФУ, к счастью, не занимается, − заявил Григорий Суркис. − Все вопросы − к организаторам финала и UFI, которая занимается бизнесом. Насколько я знаю, стоимость билетов нисколько не выше прошлогоднего финала: минимальная − 50-70 гривень, максимальная − 400-500, и это будет соответствовать тем местам, на которых распределятся болельщики «Динамо» и «Шахтаря». Ведь их необходимо развести по противоположным трибунам. Ну, а, если в отведенную на поездку сумму «Шахтар» не сумеет уложиться, то, ничего не поделаешь, придется повезти в Харьков меньше болельщиков»…
Скандал заказывали?..
Когда все нюансы харьковского финала были обстоятельно обсуждены, перешли к основному, как выяснилось, вопросу повестки дня. Президент ФФУ, который, как обычно, выполнял роль модератора, прежде, чем предоставить слово председателю Комиссии по этике и честной игре Игорю Кочетову, ознакомил собравшихся с историей вопроса.
Григорий Суркис:
− Договорные матчи не мы придумали, и не будем скрывать, что они существуют. Напомню, что в прошлом году, в Одессе, на конференции ПФЛ, один из самых активных функционеров нашего футбола, президент ПФК «Александрия» Николай Лавренко заявил, что может заранее, до начала чемпионата, определить результаты матчей, а также и тех, кто войдет в группу лидеров, и тех, кто вылетит, и тех, кто будет использовать любые методы, чтобы остаться в лиге. В начале этого сезона мы все подписали Меморандум честной игры, договорившись, начать сезон «с чистого листа», отменив все имеющиеся на тот момент договоренности… Но оказалось, что наши «прозрачные» договоренности − ничего не стоят по сравнению с теми «договорами», которые заключаются «под покровом ночи»… И пока мы не схватим за руку этих «нарушителей конвенции», махинаторы будут глумиться над честными людьми.
А теперь о том, что заставило нас собраться на экстренное заседание: генеральный менеджер ФК «Днепр» (Черкассы) Вячеслав Заховайло за четыре дня до проведения календарного матча с ФК «Сталь» (Днепродзержинск) обратился в ПФЛ с жалобой, что тренер соперников предлагал ему «отдать» три очка, уступив в игре. В ПФЛ должным образом на это заявление не отреагировали: ни собрали совещание, ни создали комиссию − отмахнулись!.. А вот СМИ с охотой подхватили этот «жареный факт» и занялись раздуванием скандальной истории, успевшей получить огласку. Мы тоже молчать не будем, так как не имеем права такой случай «спускать на тормозах»: ФФУ боролась и будет бороться за неукоснительное соблюдение Регламента соревнований. А теперь слово предоставляется председателю Комиссии по этике и честной игре Игорю Кочетову»...
Справка. Комиссия по этике и честной игре Федерации футбола Украины является независимым постоянно действующим органом Федерации футбола Украины. Комиссия подчиняется Исполкому ФФУ. Деятельность Комиссии определена Положением о Комиссии по этике и Честной игре Федерации футбола Украины, уставными и регламентными документами ФИФА, УЕФА, ФФУ и решениями органов управления ФФУ. Целью комиссии является содействие проведению Всеукраинских соревнований по футболу в бескомпромиссной спортивной борьбе с соблюдением принципов Кодекса этики и честной игры «Честная игра − дисциплина и уважение» ФФУ.
Игорь Кочетов:
− К сожалению, скандалы становятся нормой украинской футбольной жизни!.. А ведь мы − единая футбольная семья и должны жить в мире и дружбе и решать конфликтные вопросы внутри семьи. Четвертого апреля из СМИ мы услышали о попытках сговора исполняющего обязанности главного тренера ФК «Сталь» Маслова и генерального менеджера ФК «Днепр». Была создана рабочая группа, которая в течение двух недель работала с документами, опрашивала свидетелей, выслушивала участников конфликта. Хочу напомнить, что мы − не правоохранительный орган, а орган федерации футбола, который не карает, а предупреждает нарушение. И вот, что нам стало известно…
27 марта Маслов позвонил Заховайло и, поинтересовавшись, как «Днепр» готовится к предстоящему матчу со «Сталью», предложил уступить в игре. Тот якобы отказался, заявив, что «Днепр» серьезно готовится и будет бороться за победу. В ответ раздались угрозы… За четыре дня до игры Заховайло прибыл в ПФЛ, к инспектору 1-й лиги Баглаю, чтобы выяснить, почему произошла замена арбитра, а также решить вопрос с заказом гостиниц в Днепродзержинске. Заодно рассказал ему о происшедшем телефонном разговоре. Инспектор отвел менеджера к исполнительному директору ПФЛ Попову и рассказал о предложении днепродзержинцев «сдать» матч. Попов, выслушав эту историю, предложил Заховайло написать заявление − тот отказался.
Однако в Украине действует Закон об обращении граждан, согласно которому гражданин имеет право подавать заявление в государственную или общественную организацию в любой форме − то ли в устной, то ли в письменной. А чиновник, получив такое заявление, должен принять меры и отправить материалы по инстанции. Но руководители Профессиональной футбольной лиги ничего подобного не сделали».
«Днепр» прибыл в Днепродзержинск и разместился в гостинице, которая, по мнению господина Заховайло, не отвечала условиям подготовки к предстоящему матчу… 3-го апреля команды сыграли вничью − 1:1, и при этом, сверх ожидания, никаких вопросов ни к арбитру, ни к соперникам не возникло. В качестве дополнения к расследованию была продемонстрирована видеозапись послематчевой пресс-конференции, на которой оппоненты, рассказывая о матче, поначалу говорили только о футболе… В частности, Маслов заявил: «Спасибо «Днепру» за хороший футбол, это − грамотно организованная команда, которая в прошлом сезоне находилась в нашем положении и, сумев сделать выводы, закрепилась в середине таблицы. Жаль, что нас хотят вытеснить во вторую лигу, а «люди в черном» нас при этом «убивают»! Но пусть будет так, как будет − мы будем биться до конца».
И, если бы не желание черкасского журналиста вернуть присутствующих к телефонному разговору, никакого конфликта не было бы. Тут то Заховайло и рассказал на камеру о том, что ему поступило предложение, от которого он отказался, так как никогда не продавал игр… Маслов обвинение в свой адрес категорически отверг: «Разговор был совершенно о другом, но я ничего никому доказывать не буду. Что же касается условий проживания «Днепра» в нашем городе, то мы, готовясь к выезду, заказываем гостиницу …за две недели. Нам никто не звонил и не просил о помощи − все ваши проблемы от вашей гордости!» Вот именно эти слова почему-то и убедили Кочетова и членов его комиссии в том, что предложение «сдачи» все-таки имело место…
− Сколько лет Вы в футболе? − последовал вопрос из зала к Заховайло.
− Три года…
В зале находилось несколько человек, которые или играли с ним в различных командах или работали. У него за спиной − настоящий Большой футбол, в том числе, и под руководством Лобановского. Недаром, Виктор постоянно ссылается на Мэтра, часто цитирует его…
Председатель футбольного профсоюза Игорь Гатауллин, привлекая внимание к личности Заховайло, напомнил, что клуб, в котором он работает, часто нарушает права футболистов, несвоевременно выплачивает зарплату, и недавно на Бюро ПФЛ Вячеслав Валериевич отчитывался по этому поводу…
Игорь Кочетов:
− Может, мы субъективны, но считаем, что любой функционер просто обязан реагировать на заявление: не можем мы, работающие в футболе, получать информацию от СМИ. Исполнительный директор ПФЛ на вопрос, почему он не дал делу ход, заявил, что и впредь он без письменного заявления заниматься устными жалобами не станет. В связи с этим, тринадцать из четырнадцати присутствующих на заседании членов Комиссии, проголосовали не в пользу Попова...
Удивительно, но Маслова на заседание Комиссии почему-то не пригласили…
В первом пункте своего решения Комиссия признала, что Попов и Баглай проявили бездеятельность относительно устного заявления, чем грубо нарушили свои должностные обязанности… В последующих пунктах − обвинения нарастали и в конце концов Комиссия рекомендовала Центральному Совету ПФЛ рассмотреть соответствие исполнительного директора занимаемой должности. ФФУ рекомендовано принять меры и усилить борьбу с негативными явлениями, обратить внимание ПФЛ на своевременное реагирование «на сигналы трудящихся», независимо от формы этих заявлений. Клубам рекомендовано обратить внимание на соблюдение правил Fair play … А вот в последнем, девятом, пункте, Комиссия неожиданно приняла решение продолжить расследование в деятельности Маслова − оказывается, еще не все выяснили!.. Именно этот пункт и привлек внимание членов исполкома…
Андрей Павелко, президент Днепропетровской областной федерации футбола:
− Нельзя обвинять Маслова, если его вина окончательно не доказана. Ведь п.9 говорит о продолжении расследования!.. Эпизод с видео, на который возлагали надежды члены Комиссии, так ничего и не доказал. И если мы − «единая футбольная семья», то наиболее скандальные вопросы необходимо решать внутри семьи!»
Игорь Кочетов:
− Любое коррупционное деяние наказуемо. И хоть мы никого не обвиняем, однако обязаны реагировать на сигнал…
Удивляет, что члены комиссии, среди которых есть и юристы, напрочь забыли о презумпции невиновности. Что мы имеем? Слово Заховайло − против слова Маслова… Думаю, никакой суд не примет к рассмотрению такое исковое заявление.
Виктор Межейко:
− С «договорными» играми, безусловно, необходимо бороться. Но если беретесь за борьбу с коррупцией, то разбирайтесь в этом основательно. Не надо реагировать на слухи и сплетни…
Игорь Кочетов:
− Главный стержень в нашей работе: не вынести обвинение, а в будущем исключить подобное и решить проблему здесь, а не в органах юстиции.
Иван Федоренко:
− Принимали ли участие в работе Комиссии президенты Днепропетровской и Черкасской областных федераций?
Игорь Кочетов:
− Не принимали, но в средствах массовой информации эта тема широко обсуждалась…
Аргумент, конечно, убийственный − кто как не руководители региональных федераций первыми должны быть вовлечены в расследование коррупционных действий.
Петр Найда:
− Господин Заховайло, Вы хорошо знаете Маслова? Думаю, что нет. Почему же тогда беседуете с ним до матча − Лобановский до игры трубку никогда не снимал. А он-то знал, что такое «договорные игры»!..
Григорий Суркис:
− Есть ли необходимость заслушивать участников этого скандала?
Александр Бандурко:
− Считаю, нет необходимости: все уже слышали выступление Заховайло и Маслова …на УТ-1, они же выступали и на Комиссии Честной игры. А у членов исполкома в папках есть материалы…
Сергей Стороженко:
− Как говорится: смешались в кучу кони, люди…» Если кто-то станет утверждать, что в стране нет коррупции, то мы ему, конечно же, не поверим! Но нельзя подвергать сомнению то, в чем мы не сомневаемся − трехнедельную работу Комиссии и заявление Заховайло… Средства массовой информации обозначили проблему и мы должны на это должным образом отреагировать.
Под руководством Попова в ПФЛ процветают двойные стандарты: спрятав голову под крыло, он бездействует, а где же быстрое реагирование опытного специалиста, каким он себя считает? «Пишите заявление и тогда мы отреагируем!..» Могу предположить, что «позиция страуса» может привести нас к Марселю!.. Суть вопроса состоит в том, что имеется сигнал и не имеет значения − объективный он или не объективный, обоснованный или не обоснованный − на него необходимо отреагировать. Требовалось начать процедуру расследования, а уж потом требовать письменное заявление.
Александр Бандурко:
− За обыденностью вопроса скрывается нежелание вскрывать коррупцию. Заховайло заявляет: «Давайте жить честно, по-новому!» А его «ставят в позицию» и требуют писать заявление. «Договорные» игры «идут косяком», а мы требуем доказательную базу! А где же Fair play?
Почему же тогда в Одессе, перед началом сезона, когда Лавренко заявил о том, что он практически знает, каким образом закончится чемпионат страны, и какие команды станут вылетать, а какие останутся, никто из руководителей футбола не дал хода его заявлению? Выходит, наши футбольные начальники, если их это устраивает преспокойно пользуются двойными стандартами.
Григорий Суркис:
− Так как будем строить дальнейшую работу? В Комиссии Честной игры −уважаемые и авторитетные специалисты, которые приняли взвешенное решение − можем ли мы им не доверять? Предлагаю тест: если бы Заховайло пришел не в ПФЛ, а к Бандурко, как вы думаете, неужели Александр Иванович мне не доложил?.. Вижу, что такая ситуация абсурдна.
− Виктор (Маслову), если запись вашего телефонного разговора появится у меня, не станете возражать?
− Нет, выслушаю.
− Тогда я приложу максимум усилий, чтобы распечатка разговора оказалась у меня…»
Оказывается, все сводится к тому, что исполнительный директор ПФЛ, не поверив на слово Заховайло, не дал ход его заявлению и не стал «бороться с коррупцией». А что случилось бы, если бы Попов, среагировав на устное заявление, дал указание инспектору «раскрутить дело» и вынес этот вопрос на ближайшее заседание Бюро ПФЛ? За это время в расследование были бы вовлечены руководители «Днепра» и «Стали», обе федерации… И тут Заховайло передумывает и отказывается от заявления. Извинился бы кто-нибудь тогда перед Масловым? А перед Поповым?
Григорий Суркис:
− Я согласен с выводами комиссии: мы не можем не отреагировать на действия тех людей, которые не дали ход расследованию. К сожалению, у нас не до конца выстроена вертикаль отношений между центром и регионами… Попов должен бы поставить в известность Сафиуллина и ФФУ. А если Заховайло опорочил Маслова − тогда бы и разобрались!
Удивительная логика у Григория Михайловича: «по первому требованию» заявителя его оппонента называют «обвиняемым»… И, оказывается, нет ничего предосудительного в том, если после разбирательства человека, подвергнутого «экзекуции», простят!..
Равиль Сафиуллин:
− Вопрос повестки дня неправильно сформулирован. Следует читать так: «Убрать Попова!
Что касается работы Комиссии Честной игры, то свои выводы она должна была направить в Бюро ПФЛ, а потом, если возникнут сомнения в объективности − в КДК, и лишь после этого − выносить на Исполком. Ведь существует узаконенная всеми нами процедура!
Что касается деятельности господина Заховайло: на КДК (а не на Бюро ПФЛ) с «Днепра» снято 3 очка, чемпион мира среди студентов и лучший бомбардир турнира Проневич и Качур вынуждены были уйти из команды, не получая зарплаты… Это из-за бездеятельности генерального менеджера гостиницу в Днепродзержинске пытались заказать лишь за два дня! Кто должен заниматься размещением − неужели Маслов? Заховайло договорился до того, что футболистов хотели отравить − это кто-то доказал? Он же на УТ-1 заявил, что выходили на игроков, чтобы склонить их к «договорняку» − этим кто-то занимался?..
Согласно статьи 58 Дисциплинарных правил ПФЛ расследование начинается после подачи заявления. Сейчас закладывается прецедент − устное заявление, голословное обвинение приведут к абсурду: любой «подозреваемый» может оказаться в тюрьме! Это мне напоминает трагические события 37-го года…
Обратите внимание на заключение Комиссии: сначала во что бы то ни стало необходимо убрать Попова, а потом, согласно пункта 9, продолжить расследование по заявлению Заховайло!.. А если Вы уберете Попова, а потом, когда закончится расследование, окажется, что Маслов невиновен? Кто будет извиняться перед Анатолием Владимировичем? Кстати, Баглай написал заявление, в котором признался, что его склоняли дискредитировать Попова!..»
Игорь Кочетов:
− ПФЛ давит всякую здоровую инициативу. Какой прецедент мы заложили? Обязательно реагировать на негатив! Кстати, Баглай пришел ко мне и, извинившись, признался, что его заставили писать заявление!»
Оказывается, не обязательно писать заявление, если тут же можно от него отказаться! Но почему на заседание исполкома не пригласили Валерия Баглая?
Сергей Стороженко:
− Равиль Сафович, я Вас глубоко уважаю, но признайтесь, Попов Вас информировал о заявлении Заховайло?
− Нет.
− Тогда Вас подменяет человек, на которого нельзя положиться».
Равиль Сафиуллин:
− Может быть, надо было все-таки до конца довести расследование, и уже потом выносит его результаты на исполком?
Григорий Суркис:
− Понятно ли всем, о чем идет речь? Никто никого не судит, но мы должны выяснить, обязан ли был Попов поставить в известность Сафиуллина, что Заховайло предлагают отдать сегодня три очка, чтобы завтра получить шесть?..
В это время Анатолий Попов несколько раз просит предоставить ему слово, но его игнорируют. Наконец президент ФФУ решается посоветоваться с членами исполкома: «Кто считает, что Попов не должен был докладывать своему начальству и ФФУ? Никто! Вот после этого я обещаю, что у Попова, если он будет продолжать руководить Бюро, функции первой инстанции не будет». После этого исполнительному директору ПФЛ разрешают подойти к микрофону.
Анатолий Попов:
− Вы говорили не по сути: все что заложено в Регламенте − дело Ваших рук, Григорий Михайлович. Вы ведь создавали ПФЛ… Дайте мне высказаться в свое оправдание. А Вы все время пытаетесь лишить меня должности…
Григорий Суркис:
− Выключите микрофон у Попова!. А теперь давайте решим: дадим ли слово Попову для выступления по сути вопроса и на сколько минут? Анатолий Владимирович, Вам дано пять минут, и говорите только по сути…
Анатолий Попов:
− Считаю, если вина Маслова не доказана. Второе: выводы Комиссии Кочетова должны сначала попасть в Бюро ПФЛ, а потом следовать по инстанции… Третье: Заховайло, придя ко мне, говорил о чем угодно (о замене судей, о трудностях с размещением), а потом, как бы невзначай, вспомнил о телефонном звонке. Я тут же попросил его рассказать обо всем по порядку и после этого предложил написать письменное заявление, однако он отказался. Я тогда не исключал, что, если бы дал ход его устному заявлению, он мог бы отказаться!..
Закон должен быть один для всех! А решение комиссии среагировать лишь на непроверенный устный сигнал может привести нас к тридцать седьмому году, когда человека мог поставить к стенке любой сигнал то ли завистника, то ли просто подлеца. И это Вы называете жить по законам!
Несмотря на давление со стороны ФФУ, я буду продолжать работать в рамках закона и Регламента ПФЛ. «Плясать под чью-то дудку» не стану.
Григорий Суркис:
− Все-таки Вы не понимаете, о чем идет речь. Здесь никто никого не обвиняет. Но Вы должны были открыть дело даже по одному лишь устному заявлению. Я поддерживаю заключение Комиссии Честной игры, что необходимо рекомендовать Центральному Совету ПФЛ рассмотреть вопрос о пребывании Анатолия Владимировича Попова в должности исполнительного директора.
Наконец-то «сжалились» и выслушали Заховайло и Маслова. Генеральный менеджер ФК «Днепр» свое появление в ПФЛ объяснил тем, что на его клуб оказывалось давление. И подтвердил свое согласие добиться восстановления телефонного разговора с Масловым.
Спортивный директор ФК «Сталь» Виктор Маслов:
− С коррупцией бороться необходимо − об этом мы все время говорим… Но не надо все валить на меня, валять меня в грязи, если «с моей помощью» надо решить какие-то вопросы… Надо быть осторожнее с голословными обвинениями. Помните, как испанский судья обвинил киевское «Динамо», в итоге оказавшееся поклепом… А ведь тогда киевлян едва не дисквалифицировали на три года!..
Григорий Суркис:
− Через семь месяцев дисквалификация была снята. Виктор, я уважаю Вас как футболиста, но даже, если будет доказательство, что Вас оболгали, решение исполкома будет о другом: функционер такого масштаба как исполнительный директор ПФЛ не среагировал на факт покупки-продажи матча! Необходимо положить конец беспределу, существующему в футболе. Если даже Ваша вина не будет доказана, то эта история станет основой для того, чтобы все знали о том, что у нас соблюдается Закон. Надоело говорить о коррупции!
Виктор Межейко:
− Если бы на каждое устное заявление в Верховной Раде реагировали, как сейчас у нас, то там всех надо было бы пересадить!
Александр Бандурко:
− Одно дело − правда, другое − что мы работаем неэффективно. Поддерживаю, что необходимо признать, что бездеятельность Попова, отказ реагировать на заявления, следует считать дисциплинарным нарушением. За это надо отвечать. Теперь пусть Центральный Совет решает, стоит ли в дальнейшем использовать Попова и Баглая на занимаемых сегодня должностях и в работе комиссий ФФУ.
Игорь Гатауллин:
− Необходимо продолжить расследование не только по Маслову, но и о деятельности Заховайло.
Голосование подтвердило, что, хоть обвинениям Вячеслава Заховайло, который, по сравнению с Виктором Масловым, для футбола − человек малознакомый, и ему мало кто верит, однако настойчивость, с которой президент ФФУ и оба его первых вице-президента настаивали на виновности исполнительного директора ПФЛ Попова, членов исполкома «убедила». В итоге, один человек проголосовал против решения исполкома, двое − воздержались…
Фашистам и хулиганам не место на стадионах!
Следующий вопрос повестки дня предполагал не менее взволнованное обсуждение: по стадионам Украины прокатилась волна насилия, так что эта тема в преддверии Евро-2012 становится в один ряд с самыми важными вопросами.
Последней каплей переполнившей чашу терпения явились события в Ахтырке, происходившие до, во время и после матча «Нефтяник-Укрнафта» − «Динамо».
Президент ФФУ по этому поводу заявил: «Если бы западные СМИ показали некоторые кадры этого беспредела, там вполне могли сделать вывод, что Украина нисколько не лучше Италии, на стадионах которой происходили кровавые стычки, вычеркнувшие ее из числа претендентов на проведение Евро-2012. Я уверен, что это − заранее спланированные акции − вспомните нацистские лозунги на матче с «Карпатами», разрисованный свастикой автобус «Шахтаря» в Днепропетровске!.. Мы получили явление, с которым в оперативном порядке необходимо бороться. Но штрафы, налагаемые на клубы-нарушители, уже не эффективны, они лишь − констатация явления, а не борьба… ПФЛ, которой поручено проводить всеукраинские соревнования, не работает должным образом с МВД. В связи с этим, последние решения Бюро ПФЛ относительно применения санкций за нарушения клубами требований по обеспечению общественного порядка считаю неэффективными. Контрольно-дисциплинарному комитету ФФУ делегировано право осуществления контроля за решениями дисциплинарных органов коллективных членов ФФУ по всем вопросам с правом пересмотра их по собственному усмотрению».
Таким образом у ПФЛ на один «рычаг управления» стало меньше.
Решено было увеличить максимальный размер штрафа с 25 000 до 50 000 у.е. и ввести условное наказание. Кроме того, домашние стадионы таких клубов, как «Нефтяник-Укрнафта», «Динамо», «Карпаты» и «Металлист» внесены в группу риска. В случае нарушения условий по обеспечению общественного порядка во время соревнований к этим клубам будут применены самые суровые санкции.
Исполком поручил Комитету ФФУ по вопросам стадионов и безопасности проведения соревнований, инспекторскому комитету ФФУ и Профессиональной футбольной лиге провести расследования инцидента, который произошел 20 апреля 2008 года в матче «Нефтяник-Укрнафта» − «Динамо».
Первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко поднял чрезвычайно острую проблему: «Мы стали свидетелями агрессии, которая пришла в Украину сначала с Запада, а потом своей «грязи» добавила еще и Россия. С трибун все чаще звучат нацистские лозунги, какие-то «экстремисты» разрисовывают свастикой и другой фашистской символикой стены домов и стадионов, появляются не всем понятные цифры 88 − «хайль Гитлер», и буквы AFA − «антифашизм». И это уже недопустимо. Однако в клубах по-настоящему никто не борется с проявлениями расизма, нацизма, ксенофобии и антисемитизма на своих стадионах». В связи с этим Стороженко предложил разработать Положение о «нежелательных лицах». Это значит, что клуб на законных основаниях может не допускать на свои матчи болельщиков, которые пропагандируют насилие и разные формы нетерпимости.
Правда, для этого необходимо приобрести дорогостоящую технику…
Ради развития футбола
Остальные вопросы повестки дня были так тщательно проработаны в кабинетах, что от членов исполкома потребовалось лишь единогласно проголосовать за их принятие. Утверждены: Регламент Всеукраинских соревнований среди школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, Регламент Всеукраинских соревнований по пляжному футболу в 2008 году и Регламент первого чемпионата страны по пляжному футболу среди детско-юношеских команд 1995 года рождения. Последним решением исполкома стал перенос проведения торжеств и соревнований по случаю Всеукраинского Дня футболу на 10 мая.
P.S. Интересно, как станут развиваться отношения у Федерации футбола с Премьер-лигой? Удивительно только, что, отпраздновав свой день рождения, футбольные магнаты «ушли в подполье», отказавшись даже провести презентацию… Ждем-с!
+++
Окончательную точку в дискуссии поставят Президент Украины и эксперты УЕФА. Игорь Шурма
City.kharkov.ua
24.04.08
Как заявил заместитель городского головы − директор Департамента охраны здоровья и социальных вопросов Игорь Шурма, сегодня в харьковских СМИ продолжаются дебаты вокруг вопроса, какая модель предоставления медицинской помощи в Украине во время проведения ЧЕ-2012 должна получить верх. Одна сторона настаивает на строительстве в Харькове так называемой университетской клиники. Городская власть отстаивает свою позицию − укрепление материально-технической базы действующих городских и областных медицинских учреждений.
«Инспекционные поездки экспертов УЕФА, посещения Президентом Украины городов, которые готовятся к проведению матчей «Евро-2012», поставят окончательную точку в этой дискуссии. После этого все ветви власти должны скоординировать свои действия, объединить свои усилия ради выполнения государственной политики по вопросам предоставления медицинской помощи во время проведения ЧЕ-2012», − считает заместитель городского головы-директор Департамента охраны здоровья и социальных вопросов Игорь Шурма. По его глубокому убеждению, независимо от того, какая модель ляжет в основу государственной программа предоставления медицинской помощи во время проведения ЧЕ-2012, городская власть будет продолжать систематически выделять средства на развитие охраны здоровья в городе.
«Если же будет принято решение о распределении 74 млн. грн. государственных средств между четырьмя клиниками города и области − это лишь усилит эффект муниципальных средств. Моя принципиальная позиция − качество предоставления медицинских услуг должно быть одинаковым как для харьковчан и жителей области, так и для иностранных гостей, которые прибудут к нам на Евро-2012», − подчеркнул Игорь Шурма.
+++
Василий Салыгин не самостоятелен в принятии решений? Заявление В.Бабаева
Glavnoe.kharkov.ua
24.04.08
Вице-губернатор области Владимир Бабаев «высоко» оценил комментарии председателя областного совета Василия Салыгина, сделанные к решению сессии областного совета о перераспределении госсубвенций на социально-экономическое развитие региона.
Напомним, 17 апреля сессия Харьковского областного совета выделила городу Харькову субвенцию в размере 37 миллионов гривен. Эти деньги были сняты с реконструкции Госпрома (7 млн. грн.), 20 миллионов − с реконструкции «Металлиста», 10 миллионов − со строительства филармонии, 7млн. − со строительства объектов теплообеспечения села Ковшаровка Купянского района.
«Василий Салыгин в очередной раз показал всем жителям области свое недостаточное знание действующих нормативно-законодательных актов Украины в сфере бюджетной политики, − с сожалением констатировал Владимир Бабаев, − Если бы глава облсовета вник в смысл Постановления Кабмина от 2 апреля 2008 года №296 «Об утверждении порядка использования в 2008 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на социально-экономическое развитие», то сегодня не выглядел бы как первоклассник, рассуждающий о бюджетном процессе».
Заявление Василия Салыгина, в котором он утверждает, что в указанном постановлении не идет речь о том, что средства субвенции можно использовать на реконструкцию стадионов, мягко говоря, говорят о некомпетентности председателя облсовета.
Как отметил Владимир Бабаев, в четвертом абзаце пункта 3 Порядка использования в 2008 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на социально-экономическое развитие, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.2008 года №296. черным по белому написано, что субвенция направляется на «строительство и РЕКОНСТРУКЦИЮ объектов, необходимых для проведения финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу».
Поэтому возникает закономерный вопрос: то ли Василий Салыгин не полностью прочитал Порядок, то ли не понял его смысл, то ли окончательно для себя уже решил, что Харьков не будет тем городом, в котором пройдут финальные матчи ЕВРО-2012?
Во-вторых, заявление Василия Салыгина о том, что облгосадминистрация толкала облсовет на принятие незаконного решения, по мнению первого заместителя руководителя области, является откровенной клеветой.
С той же трибуны сессии депутатам было объяснено, что принимаемое ими решение о перераспределении средств госсубвенций, будет являться нелегитимным.
«Была нарушена процедура проведения вопроса об утверждении бюджета на сессии областного совета. Таким образом, принятое решение противоречит сразу трем статьям Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год», а именно: статьям 75, 76, 77», − еще раз подчеркнул Владимир Бабаев.
Первый заместитель губернатора отметил, что идеология депутатов фракции Партии регионов оказались превыше требований ЗАКОНА, ИНТЕРЕСОВ собственных избирателей, да и просто ЖИТЕЛЕЙ ОБЛАСТИ.
Иначе, как можно объяснить следующий факт: областная администрация закладывает за счет субвенции из госбюджета 4,5 млн. грн. на котельную в населенном пункте Ковшаровка Купянского района. При этом решением сессии областного совета с этой статьи бюджета снимается 7,3 млн. грн. Где, с какой статьи бюджета и у жителей еще каких поселков области депутатам облсовета удалось «оторвать» недостающую разницу в 2,8 миллиона гривен − до сих пор остается загадкой.
«Кто и зачем толкал Василия Викторовича и фракцию Партии регионов в областном совете на принятие незаконного решения, в соответствии с которым 20 миллионов средств госсубвенции были отобраны у стадиона «Металлист», мне сказать сложно, − подчеркнул первый заместитель руководителя области, − Но то, что председателю областного совета надо не просто научиться читать, а и приучить себя понимать смысл прочитанного − могу утверждать».
Кроме того, В.Бабаев считает, что дискутировать на тему законности перераспределения средств субвенций из государственного бюджета более не имеет смысла. «Областная администрация уже обратилась в прокуратуру Харьковской области с просьбой проверить пресловутое решение сессии областного совета на соответствие требованиям действующих нормативно-законодательных актов Украины», − резюмировал Владимир Бабаев.
+++
Рабинович предложил Шуфричу стать президентом!
Fcarsenal.com.ua
24.04.08
Сегодня в 14:00 прошло совещание членов Украинской Премьер-лиги. Президенты футбольных клубов Высшей лиги собрались по уже ставшему традиционным адресу − гостиница «Киев».
Как стало известно нашему корреспонденту, в ходе совещания обсуждались вопросы регистрации Украинской Премьер-лиги, ее функционирование, футбольные права на трансляции, технические вопросы и многое другое.
Наш корреспондент обратился к президенту футбольного клуба «Арсенал» (Киев) Вадиму РАБИНОВИЧУ с просьбой раскрыть секреты сегодняшнего совещания. Отметим, что он был краток, но кое-что все же сообщил:
− Вы знаете, сегодня прошла очень полезная и важная встреча, на которой обсуждалось множество спорных вопросов. К счастью, практически все они были решены, и потому еще раз хочу заявить: Украинская Премьер-лига состоялась! Теперь же осталось уладить некоторые технические детали. Знаете, это как ребенок − он уже родился, но теперь его нужно помыть, запеленать, дать соску и вынести к людям.
− И все-таки, президента Премьер-лиги выбрали? Кто является реальным кандидатом?
− Скажу сразу: выборы не проходили. Я думаю, что до 15 мая, когда президенты соберутся на очередное заседание, этот вопрос вообще не будет обсуждаться. Но, по результатам сегодняшнего заседания могу вам сказать свое мнение: самый реальный, самый активный человек, который мог бы консолидировать президентов всех клубов − это, безусловно, Нестор Шуфрич. Его участие внесло приятное оживление в сегодняшнее совещание и укоротило его продолжительность, по крайней мере, на половину. Я отдаю свой голос Нестору Шуфричу.
+++
В рамках подготовки к Евро-2012 Львов проведёт международный футбольный турнир
Fansector.info
24.04.08
З 9 по 11 травня 2008 року Громадська організація «Карпати» та ФК «Карпати» (Львів) організовують другий міжнародний турнір серед аматорських команд вболівальників різних країн. Серед іноземних гостей, які прийматимуть участь в турнірі − команди вболівальників футбольних клубів «Зеніт» (Санкт-Петербург, Росія), «Вісла» (Краків, Польща), збірна Асоціації вболівальників Вельсу (Велика Британія). Українську сторону представлятимуть команди вболівальників львівських «Карпат», київського «Динамо» (кольори якого захищатиме один з найтитулованіших на пострадянських теренах аматорський футбольний клуб СКІФ) та дніпропетровського «Дніпра». Матчі проходитимуть на стадіоні «Прогрес» у Львові. До речі, починаючи з 2008 року турніри «Єврофан» офіційно включено до переліку заходів по підготовці до Євро-2012 львівською міською радою. Громадська організація «Карпати» і ФК «Карпати» (Львів) разом зі своїми польськими партнерами з міста Острув Вєлькопольскі планують проводити подібні міжнародні турніри двічі на рік, запрошуючи кожного разу вболівальників з різних європейських країн − потенційних учасників Євро-2012.
+++
Львівським депутатам має вистачити розуму не брати кредит 1 млрд грн для будівництва стадіону до «Євро-2012»
Zik.com.ua
24.04.08
Кредит у розмірі 1 млрд грн, який влада Львова збирається взяти в «Укрексімбанку», це критично велика сума для міста. Для порівняння скажу, що один бюджет розвитку Львова становить 237 млн грн. Таким чином виходить, що сума кредиту − це чотири бюджети розвитку Львова і віддаватимемо його щонайменше чотири роки. Про це сьогодні, 24 квітня, у коментарі ЗІКу повідомив депутат Львівської міської ради від фракції УНП Володимир Гірняк.
«Загалом бюджет Львова цього року також становить близько мільярда гривень, але там закладені кошти насамперед на заробітну плату, соціальний захист, культурні заходи», − додав Володимир Гірняк.
«Я думаю, що депутатам вистачить здорового глузду не проголосувати за те, щоб місто взяло такий великий кредит, особисто я за це не голосуватиму. З мільярда кредиту 600 млн грн підуть на будівництво стадіону. Як використовуватимуть решту грошей − мені не відомо», − наголосив Володимир Гірняк.
За його словами, раніше міський голова Львова Андрій Садовий говорив про інвестора, потім про компанію «Альпіна», яка має будувати стадіон, тепер виявилося, що «Альпіна» − це лише підрядник, а кошти місто братиме в кредит. Натомість брати кредит на будівництво стадіону недоцільно, оскільки Львів не матиме від нього прибутку, лише щорічні витрати на утримання.
Довідка ЗІКу.
22 квітня, у львівському Палаці Потоцьких т. в. о. Микола Кміть та міський голова Львова Андрій Садовий підписали угоду з «Укрексімбанком» про кредит для Львівської міської ради на 1 мільярд грн − для об’єктів інфраструктури до «Євро-2012». Участь у церемонії взяв Президент України Віктор Ющенко.
За словами Садового, кредит надано на три роки, під які саме об’єкти − вирішить сесія Львівської міської ради. Що ж до ставки кредиту, то як розповів Андрій Садовий, це питання поки що дискутується.
+++
Евро-2012 иностранцы встретят в палатках?
Polemika.com.ua
24.04.08
В Донецкой области насчитывается 70 предприятий гостиничного типа, из них − 50 гостиниц, 12 общежитий для приезжих, 2 гостинично-офисных комплекса, 2 мотеля и 4 предприятия других типов. Об этом корреспонденту «Полемики» сообщили в Главном управлении статистики Донецкой области.
Все гостиницы Донецкой области насчитывают 3,4 тысячи номеров на 5,8 тысячи мест.
Двухместных номеров в гостиницах области больше всего − 36%, одноместных − 33%, люкс или полулюкс − 22%, трехместных номеров и более − 9%.
Численность проживающих в гостиницах области в 2007 году составила 207,1 тыс. человек. Это меньше на 2,3 % чем в 2006 году. Вместе с тем количество обслуженных иностранных граждан увеличилось на 22,3 % и составило 59,5 тысяч человек.
+++
Черкащина готується до Євро-2012
Antenna.com.ua
24.04.08
16 квітня, під час брифінгу, перший заступник голови облдержадміністрації Петро Гаман повідомив, як Черкащина готується до фінальної частини чемпіонату Європи 2012 року з футболу.
За словами Петра Гамана, обласною державною адміністрацією розроблено проект регіональної цільової програми сприяння підготовці та успішному проведенню в Україні фінальної частини чемпіонату Європи 2012 року з футболу та дано відповідні завдання щодо виконання програми.
Черкащина планує використати нагоду під час проведення в Україні „Євро-2012” та популяризувати історичні місця Черкащини шляхом використання туристичного потенціалу області, сприяти залученню населення до регулярних занять спортом, створити для вболівальників атмосферу футбольного свята та надати можливість перегляду матчів чемпіонату у найбільш доступних місцях обласного центру.
„Управлінням у справах сім’ї, молоді та спорту облдержадміністрації спільно з Федерацією футболу Черкаської області заплановано проведення агітаційно-пропагандистських заходів, направлених на інформування населення про підготовку та безпосереднє проведення Євро-2012, підтримано ініціативу Ватутінського міськвиконкому щодо проведення міжнародного дитячого турніру та матчів серед вболівальників”, — зазначив перший заступник голови облдержадміністрації Петро Гаман.
В обласному бюджеті передбачені витрати на проведення усіх обласних змагань з футболу серед різних вікових груп дитячо-юнацьких спортивних шкіл, які відбуватимуться під егідою проведення в Україні фіналу чемпіонату Європи.
Підготовлений проект програми та план заходів буде подано до обласної ради для розгляду на найближчій сесії.
+++
Интернет − негативные оценки
Футбол must go on!
Наталія Гузенко, В’ячеслав Дарпінянц
Kontrakty.com.ua
24.04.08
Президент ФК «Арсенал» Вадим Рабинович вважає, що український футбол стане яскравим, якщо з іміджевої доброчинності перетвориться на повноцінний бізнес
Чому про Рабиновича
На початку квітня власники 12 з 16 футбольних клубів Вищої ліги підписали протокол про створення української Прем’єр-ліги.
Вадим Рабинович — головний ідеолог створення Ліги — увійшов до спостережної ради об’єднання.
В інтерв’ю Контрактам Вадим Рабинович розповів про те, що:
1) брак конкуренції розхолоджує навіть хороші команди
2) футбольні судді беруть хабарі
3) щоб не порушити шабат, був готовий перестріляти спецназ
4) радий, що в нього забрали 1+1
Навіщо Ринат Ахметов, Ігор Коломойський, Григорій Суркіс, Петро Димінський та інші українські олігархи утримують збиткові футбольні клуби?
— Український футбол — це боротьба амбіцій. Григорій Суркіс, наприклад, зробив собі ім’я на футболі. Слідом за Суркісом свій клуб відбудував Ринат Ахметов, і, мабуть, донецький Шахтар став його найвдалішим іміджевим проектом. Зараз цей клуб є одним із найрозкрученіших східноукраїнських брендів. Ігор Коломойський підняв футбольний клуб у Дніпропетровську, Олександр Ярославський розвиває клуб у Харкові. Хоча треба визнати, що майже для всіх власників клубів футбол не є пріоритетним напрямом бізнесу, і такий підхід гальмує розвиток українського футболу загалом. Припустімо, матчі Шахтар (Донецьк) — Динамо (Київ) будуть видовищними завжди, а далі що? Ми маємо працювати над тим, щоб український футбол став яскравим, а це станеться тільки в тому випадку, якщо він з іміджевої доброчинності перетворитися на повноцінний бізнес. Для цього потрібна консолідація зусиль власників клубів.
Це ви пояснюєте олігархам, намагаючись залучити їхні клуби до Прем’єр-ліги?
— Власники клубів самі все чудово розуміють, їм нічого не треба пояснювати. Річ у тому, що для більшості президентів клубів футбол нецікавий фінансово. Приміром, наприкінці року доповіли Ахметову чи Коломойському, що вони втратили на футболі енну кількість мільйонів. Ну то й що? Для них ці втрати — дрібниці, їм потрібно справами займатися. І з погляду власника це цілком нормально. Утім, більшість власників клубів розуміють: український футбол потрібно вивести зі стагнації, тому що не може, наприклад, клуб Ахметова або Суркіса бути у відриві від інших клубів, які ледве зводять кінці з кінцями. Інакше Ринат Леонідович вкладатиме в клуб мільйони, але йому не буде з ким грати. Потрібно дивитися на речі реально: зараз у п’яти-шести клубів Вищої ліги просто немає матеріальної бази. Граючи з ними, думаєш не про те, який склад краще поставити на гру, а як зберегти ноги своїх футболістів. Це один бік медалі, інший — брак конкуренції розхолоджує навіть добре укомплектовані команди.
Що конкретно ви хочете змінити в українському футболі?
— Потрібна принципово нова система управління футбольним господарством, але Прем’єр-ліга поки що тільки створюється, дискусії з цього приводу тривають, про конкретні зміни говорити зарано. Загалом в український футбол залучені величезні гроші, але до організації чемпіонату Вищої ліги підходили формально. Вважаю, що власники клубів мають ставитися до вболівальників так, як видання до своїх читачів. Ніхто не купить журнал, який просто викинули на ринок. Потрібні реклама, промо — в українському футболі всього цього не було. Я роблю все, щоб матчі Арсеналу були шоу, тусовкою, і радію, коли бачу, що майже половина вболівальників — жінки. Ми повинні вигадувати неординарні речі, щоб залучити глядачів. Багато хто, скажімо, не розуміє, навіщо я на своїй машині повісив номер «АРСЕНАЛ 1», для чого ходжу на матчі в кепці й клубному шарфику, немов тренер, а не власник. Я прагну асоціюватися з клубом.
Також Прем’єр-ліга має створити можливості для об’єктивної оцінки українських клубів, тільки тоді футбол стане бізнесом. Люди, які інвестують у футбол, мають розуміти, як змінюється капіталізація їхніх клубів, чи є на них попит. Зараз я можу лише визначити, скільки коштують гравці мого клубу, наприклад у режимі он-лайн завдяки системі «Євроліга» (підключається до інтернету. — Прим. Контрактів). Скажімо, зараз гравців київського Арсеналу оцінюють у $14 млн, донецького Шахтаря — у $92 млн тощо. А ось реальну вартість свого клубу я не знаю, можливо, його ціна — мільйон доларів, а може, десять центів.
Чому виступаєте за скасування квоти на легіонерів, адже порівняно з іншими командами у вашій не так вже й багато іноземців?
— Принципово. Справді, на успішність Арсеналу ця квота не впливає, але я вважаю її недоцільною. Багато хто думає, що квота стимулюватиме клуби розвивати власні футбольні школи. Однак вони були і раніше, після введення квоти талановитих молодих футболістів в Україні не побільшало. Якщо заборонити корові доїтися, вона не перестане давати молоко. Немає прямого зв’язку між легіонерами та школами. З іншого боку, потрібна держпрограма розвитку футболу, зокрема молодіжного, дитячого. Гадаю, якщо в України не відберуть право на проведення Євро-2012, таку програму запустять.
Наскільки поширені договірні матчі в чемпіонатах України?
— Договірні матчі в чемпіонатах України є, але це не поширене явище. З кожним роком результати ігор вгадувати дедалі складніше. Хто, приміром, міг спрогнозувати, що Дніпро і Закарпаття зіграють 1:1? Договірняки — поширений штамп. А ось із суддівством в Україні реальні проблеми.
Скільки коштує суддівська помилка?
— Не знаю — не давав. Але я знаю, що є такі судді, яких не зупиняє навіть присутність на матчі керівництва Федерації футболу України: свистять, як хочуть. Однак украй складно довести, що суддя взяв хабара.
Чому нинішня система контролю суддівства є малоефективною?
— А це як в анекдоті: мовляв, міліція не займається безладдям, її цікавить тільки лад. Розхитати сформований мафіозно-спортивний комплекс, на мій погляд, можна двома методами. Перший — на матчі української першості запрошувати багато іноземних суддів. Другий — піти шляхом Росії, де в процесі організації Прем’єр-ліги в Генпрокуратурі створили відділ, що спеціалізувався на боротьбі з корупцією у футболі. Щось подібне треба зробити і в Україні.
Думаєте, Генпрокуратура вільна від корупції?
— Хороше запитання. Так, я не дуже вірю в чесність чиновників, але хочу, щоб судді відчували, що їх контролюють. Я не вірю в те, що підвищення зарплат суддям вирішить проблему хабарництва у футболі, зате впевнений, що система противаг працюватиме. Будь-який чиновник знає, що і залізо іржа може з’їсти. Якщо одного суддю візьмуть на місці злочину і посадять, то інші хоча б півкола свистітимуть нормально. І в цьому сенсі мені байдуже, при Генпрокуратурі, СБУ чи МВС буде організований відділ боротьби з корупцією у футболі. Якщо ж не вірити в органи влади взагалі, то ми прийдемо до цілковитого правового нігілізму й оголосимо, що живемо в банді, а не в державі. Хоча — знову ж таки — я, як і будь-який громадянин України, з об’єктивних причин не довіряю владі.
У 1999 році в одному інтерв’ю ви зізналися, що знаєте, де стоять капці в будинку голови Ради нацбезпеки Володимира Горбуліна. Що вас пов’язувало?
— Горбулін очолював Федерацію баскетболу, в мене був свій баскетбольний клуб, ми багато спілкувалися на спортивні теми. Крім того, я не приховую, що наприкінці 90-х часто бував у Леоніда Кучми (був молодший, вважав, що потрібно займатися політикою), а Горбулін тоді був один із найбільш наближених до президента людей. Свого часу ми з Володимиром Павловичем конфліктували, але у будь-якому разі вважаю Горбуліна одним із найвиваженіших і наймудріших українських політиків.
А чому ви конфліктували з Горбуліним?
— Через баскетбол. Мені не сподобалося, коли сказали, що моя команда не може стати чемпіоном, оскільки так вирішило керівництво Федерації. Такий спорт був мені не до душі.
Яку роль відіграв Горбулін у тому, що СБУ заборонила вам в’їзд до України, після чого ви були змушені продати акції телеканалу «1 + 1» і залишити політику?
— Я погано пам’ятаю цю історію. Канал пройшов через безліч рук, і зараз усі питання з цього приводу краще ставити Ігорю Коломойському. Від початку холдинг «1+1» заснував я, точніше, ми з Борисом Фуксманом були співвласниками. Пізніше 50% акцій компанії ми продали СМЕ, а потім Фуксман і Олександр Роднянський мене кинули, забравши мої 25% акцій. Зараз, дивлячись на конфлікт навколо каналу з висоти прожитих років, розумію, що це велике щастя, що життя мене звело з аферистами. З огляду на мою емоційність я зробив би канал зайво політизованим і, напевно, постраждав би.
Ви захищали свої права на телеканал?
— За межами України складно було захищатися. Право в’їзду в країну мені відкрили наступного дня після того, як я продав акції Фуксману та Роднянському. До мене у Словаччину прилетів Зіновій Кулик, що працював тоді заступником голови РНБОУ, й запропонував продати акції, вирішивши всі питання. Ціну він назвав таку, що я відмовився, але потім виявилося, що вона остаточна, довелося погодитися.
Є версія, що телеканал ви втратили через бажання підтримати на президентських виборах 1999 року тодішнього голову Верховної Ради Олександра Ткаченка.
— По-перше, я погано знав Олександра Ткаченка, ми бачилися лише кілька разів. По-друге, Кучма розумів, хто такий Ткаченко, і, думаю, навіть хотів, щоб той був його суперником на виборах, — Ткаченко шансів не мав. Історія з каналом — нормальний державний рекет. Не знаю, чому змінилося ставлення Кучми до мене. Принаймні я поставлене переді мною завдання виконав — акції телеканалу продав за безцінь тому клану, який мені назвали. Як вони потім між собою розбиралися, я не знаю.
Чи правда, що після отруєння Віктора Ющенка діоксином ви надали йому свій літак для вильоту до Відня?
— Правда. Годині о сьомій вечора до мене приїхали Євген Червоненко й Олександр Третьяков і розповіли про те, що сталося. За їхніми словами, лікарі стверджували, що ситуація буде критичною, якщо Віктора Ющенка негайно не госпіталізують. Для замовлення літака був потрібен час, а мій стояв готовий до зльоту, навіть із дозволом на виліт. Наступного ранку мій будинок оточив спецназ, озброєний автоматами, я вийшов до хлопців, вони заявили, що мене викликають до СБУ і Генпрокуратури. Це була субота — шабат, їздити нікуди не можна. Я відповів, що мене заберуть тільки після того, як перестріляють мою охорону, і пообіцяв о шостій вечора прийти сам. Хлопці зв’язалися зі своїм начальством, воно погодилося почекати. Увечері я прийшов до офісу СБУ на вулиці Володимирській, мене годин п’ять розпитували, як я посмів дати літак Ющенку. Я відповідав, що і їм би дав, якби вони опинились у такій ситуації. Після допиту мене відпустили, мабуть, подумали, що Ющенко таки може стати президентом.
Чим ви володієте в Україні, крім футбольного клубу і газет?
— Я погано орієнтуюся в структурі своєї власності. У мене таке враження, що я володію набором непрофільних бізнесів, які створюють певний профіль: рекламні агенції, сайти, газети, інвестиційні компанії. Словом, грошей мені вистачає. Якби в мене були заводи та фабрики, то інформація про це рано чи пізно спливла б.
Чому ви збираєтеся скорочувати фінансування газети «Столичные новости»?
— Вважаю, що преса відмирає. Дедалі популярнішим стає інтернет. Але я урізатиму інвестиції у «Столичные новости» тільки після того, як відсвяткуємо 10-річчя газети.
У політику повертатися збираєтесь?
— Я в ній, у принципі, і не був. Просто підтримував деякі сили, приміром Партію зелених, але у 90-х усі бізнесмени брали участь у політиці. Якщо хтось це заперечує, не вірте.
Під час останніх парламентських виборів у будинку «Столичных новостей», де є й ваш кабінет, дислокувався блок «КУЧМА». Ви його підтримували?
— Скажімо так, я поважаю Леоніда Даниловича Кучму, вважаю його серйозним і виваженим політиком, якого бракує Україні. Якби він пішов на вибори разом із блоком, він пройшов би до парламенту. Коли я зрозумів, що блок «КУЧМА» йде на вибори без самого Кучми, то відмовився його підтримувати.
Свого часу ви платили гроші за те, щоби про вас не згадували в пресі. Навіщо?
— Не хотів брати участі у рейтингах на кшталт «Найвідоміший українець» і кілька років давав хабарі журналістам, щоб про мене нічого не писали. Після купівлі Арсеналу про мене знову згадали.
Що сталося
Господарі 12 з 16 футбольних клубів Вищої ліги підписали протокол про створення Прем’єр-ліги за образом і подобою англійської Premier League. Власники українських клубів зізнаються, що, підписуючись під Прем’єр-лігу, передусім ставлять за мету зробити її успішною організацією, щоб надалі заробляти на футболі. Зокрема, планується створити комерційний футбольний телеканал, акціонерами якого будуть власники клубів Прем’єр-ліги. «До сьогоднішнього дня Вища ліга не принесла жодного центу доходів, — констатує власник Шахтаря Ринат Ахметов. — Прем’єр-ліга — це насамперед бізнес-проект».
Зараз змагання серед неаматорських команд (Вища, Перша, Друга ліги) патронує Професійна футбольна ліга. Власники клубів Вищої ліги, по суті, перебирають на себе функції ПФЛ з організації та проведення основного футбольного змагання в країні. «Вони визначатимуть політику і стратегію Ліги, братимуть участь у вирішенні всіх спірних питань, не підлаштовуючись під ПФЛ і Федерацію футболу України», — пояснює власник ФК «Харків» Віталій Данилов. ФФУ і ПФЛ не мають права втручатися, зокрема й у розподіл фінансових потоків ліги. Усі рішення в межах Прем’єр-ліги ухвалюватиме проста більшість — кожен клуб має один голос. До обрання президента Прем’єр-ліги об’єднанням найбагатших футбольних фанатів керуватимуть спостережна рада, членами якої власники клубів обрали Петра Димінського (президент ФК «Карпати»), Вадима Рабиновича (ФК «Арсенал») і Віталія Данилова (ФК «Харків»). Передбачається, що під егідою Прем’єр-ліги пройде вже наступний чемпіонат.
Проти створення Прем’єр-ліги поки що виступають власник одразу трьох клубів Вищої ліги Ігор Коломойський (Дніпро, Кривбас, Нафтовик) і Олександр Ярославський, господар харківського Металіста. Однак, за інформацією Контрактів, категорично проти виступає лише Ярославський. Співвласника групи «Приват» не влаштовує тільки запропонований формат управління Лігою.
+++