Резонанс

ФФУ играет по правилам

 

Вадим Один

Команда

29.08.10

 

Наблюдатель УЕФА прокомментировал решение КДК по делу «Металлиста» и «Карпат»

 

Два дня, 2-го и 3 августа, в Киеве пребывал высо­кий гость из Швейцарии. Ан­дреас КУН, руководитель под­разделения УЕФА по связям с национальными ассоциация­ми, прибыл к нам с конкретной целью − посетить заседание Контрольно-дисциплинар­ного комитета ФФУ, на котором рассматривалось дело о резо­нансном матче двухлетней давности между львовскими «Карпатами» и харьковским «Металлистом».

Нашему корреспонденту удалось пообщаться с господи­ном Куном незадолго до его вылета домой. Осознавая всю деликатность миссии швейцарского специалиста и понимая, что он не станет делиться всеми подробностями проходивших в стенах Дома футбола дебатов, беседу начали издалека.

− Мистер Кун, для на­шей страны данные разби­рательства − серьезный прецедент. Ваше присут­ствие здесь продиктовано инициативой одной из за­интересованных сторон или же в Киев вас команди­ровал Европейский фут­больный союз?

− Началось все с письма, которое пришло в УЕФА от не­мецкого адвоката, представля­ющего интересы «Карпат» в Спортивном арбитражном су­де в Лозанне (САС). Замечу, что адвоката этого зовут доктор Рейнхард Раубалл, он очень авторитетный в футбольном мире специалист, занимающий к тому же пост президента не­мецкой бундеслиги. В данном случае его работа в САС связа­на с обжалованием ФК»Карпаты» решения Контрольно-дисциплинарного и Апелляци­онного комитетов ФФУ, наста­ивавших на необходимости выплаты задолженности по зарплате бывшему игроку львовского клуба Владимиру Федориву.

Так вот, в своем письме Рау­балл в частности утверждал, что украинская федерация проявляет преступную пассив­ность в расследовании дела о договорном матче—даже при том, что «Карпаты» передали в ФФУ все имеющиеся у них по этому делу материалы. Пред­седатель дисциплинарной службы УЕФА Питер Лимахер, получивший письмо, перепра­вил его главе КДК ФФУ Стефа­ну Решко, сопроводив доку­мент собственной просьбой-пожеланием, состоявшей из четырех пунктов.

Во-первых, Лимахер на­помнил о «нулевой терпимо­сти» УЕФА по отношению к договорным матчам и попро­сил у ФФУ соответствующих объяснений. Во-вторых, он за­метил, что подобные дела сле­дует рассматривать вне зави­симости оттого, как на них реа­гируют государственные структуры (прокуратура, суд и т.д.). В-третьих, подчеркнул, что стандарт доказывания в таких делах значительно ниже, чем в уголовном судопроизводстве, и привел пример македонской «Победы», дисквалифициро­ванной на восемь лет за две договорные игры. Наконец, в-четвертых, предложил укра­инской стороне помощь УЕФА. Г-н Решко принял это пред­ложение. Он попросил УЕФА провести видеоэкспертизу мат­ча, бет-экспертизу (то есть вы­яснить, какова была тенденция ставок на данный поединок в букмекерских конторах) и, на­конец, прислать в Киев незави­симого наблюдателя, который бы отследил всю процедуру рассмотрения дела сточки зре­ния принятых в Европейском футбольном союзе стандартов. В роли этого эксперта я здесь и нахожусь.

−  Кто  устанавливал сроки проведения заседа­ния КДК?

—Федерация футбола Укра­ины обратилась в САС с прось­бой о присутствии своего неза­висимого свидетеля на рассмо­трении «дела Федорива». «Кар­паты» не возражали лишь при условии, что Спортивный арби­тражный суд приостановит рас­смотрение дела до вынесения окончательного вердикта каса­тельно игры с «Металлистом» дисциплинарными органами ФФУ. Ну а САС, приняв все это во внимание, выразил пожела­ние, чтобы федерация завер­шила рассмотрение не позднее начала августа.

−  Можете ли вы поде­литься своими наблюдения­ми, или эта информация яв­ляется конфиденциальной?

—Об увиденном и услышан­ном в Украине, о сделанных мною выводах я напишу под­робный отчет. Заметьте, в тече­ние двух дней я исполнял роль независимого наблюдателя. Не участника процесса, а именно наблюдателя. Я должен был определить, соответствует ли процедура стандартам, приня­тым в УЕФА, а также дисципли­нарным правилам украинской национальной федерации, до­сконально мною изученным.

Членов КДК ФФУ со своим мнением я уже ознакомил. Хотя некоторые люди не понимают сути различий между дисциплинарной и уголовной проце­дурами, проходившие здесь слушания не вызвали у меня за­мечаний.

На заседании был соблюден принцип, на котором настаивает УЕФА, а именно: любое подозре­ние в нарушении кем-либо прин­ципов честной игры должно стать поводом для тщательного расследования со стороны на­циональной ассоциации. Вне за­висимости от того, к какому выво­ду по данному инциденту приш­ли государственные правоохра­нительные органы, и оттого, изу­чали ли они его вообще.

Когда правоохранительные органы отказываются возбуж­дать уголовное дело за недоста­точностью необходимых для этого улик, дисциплинарные структуры порой забывают, что могут взглянуть на те же дей­ствия со своей колокольни. За­бывают, что вправе сами опреде­лить, были ли соблюдены прин­ципы спортивной порядочности и другие составляющие Fair Play. Для некоторых стран эта пробле­ма весьма актуальна.

Например, в вашем случае львовская прокуратура дала понять, что не возбудит уго­ловного дела ввиду отсутствия специального субъекта такого преступления, как взяточниче­ство. Футболисты, подчеркива­ет она, не являются должност­ными лицами. Все верно, одна­ко природа досудебной уголовно-процессуальной процедуры в корне отличается от дисциплинарной, действую­щей в футболе.

− А ведь правоохрани­тельные органы, естествен­но, имеют куда более широ­кие возможности для сбора улик и доказательств! До­статочно сказать о прослу­шивании телефонных раз­говоров...

− Да, и в то же время у дисциплинарных органов нет таких жестких рамок при оценке име­ющихся в наличии сведений. Свидетеля, уличенного во лжи в ходе уголовного расследования, могут привлечь к ответственно­сти, а вот в футбольной практике подобные санкции не предусмо­трены. Мы предпочитаем оттал­киваться от комплексной оценки набора различных улик—доку­ментов, чьих-либо пояснений, аудио− и видеозаписей. Все это вместе и является доказатель­ной базой для разрешения дис­циплинарного спора.

Для иллюстрации всей ши­рины спектра оценки доказа­тельств приведу недавний весьма показательный пример. По одному из дел, где заинте­ресованным лицом выступал УЕФА, Спортивный арбитраж­ный суд в Лозанне принял ре­шение, на которое прежде все­го повлиял отчет нашего ин­спектора. Этот отчет оказался для САС гораздо убедительнее показаний свидетелей.

Одним словом, САС придает большое значение тому, сколь вероятным было нарушение спортивных принципов. В то время как уголовный суд в пер­вую очередь сконцентрируется на наличии или отсутствии нео­споримых доказательств вины участника процесса.

−  И при этом санкции, применяемые дисциплинар­ными и правоохранительны­ми органами, также заметно отличаются.

− Вне всяких сомнений. На­пример, для участвовавших в договорных матчах игроков, тренеров, судей, спортивных функционеров наказание может варьироваться от предупрежде­ния до пожизненного запрета заниматься футбольной дея­тельностью. В уголовном дело­производстве нарушители кара­ются по-иному − лишением свободы (и, возможно, на дли­тельный срок).

Есть страны, в которых госу­дарственные и дисциплинар­ные органы работают в тесном контакте друг с другом, и это, ко­нечно, идет на пользу делу. То есть полиция передает в ведом­ства футбольного правосудия всю имеющуюся у нее информацию по тому или иному инци­денту. Так было в Германии, где на махинациях с тотализатором попался арбитр Роберт Хойцер. Судом Бохума он был пригово­рен к 2,5 года лишения свободы, а по спортивной линии − на­всегда отстранен от футбола.

К сожалению, в отношении игры «Карпаты» − «Металлист» слаженности действий двух структур я не увидел, и в Контрольно-дисциплинарный комитет ФФУ попали далеко не все материалы, которыми рас­полагали львовская и харьков­ская прокуратуры.

−  Давно ли УЕФА стал применять дисциплинарное преследование в качестве одного из методов борьбы с договорными матчами?

− Мы пока только нащупы­ваем теоретические основы рас­смотрения подобных дел, одна­ко прецедентная база и опреде­ленные наработки уже суще­ствуют. Упомянутый нами про­цесс, в центре которого оказа­лась «Победа», в этом плане весьма показателен.

Македонский клуб, приняв­ший участие в договорных играх, был очень сурово наказан УЕФА, после чего обжаловал его решение в Спортивном арби­тражном суде Лозанны. Отказы­вая «Победе» в удовлетворении апелляции, УЕФА сослался на существовавший общеприня­тый стандарт доказанности в делах, касающихся применения допинга. Таким стандартом при совершении нарушения являет­ся всего лишь убежденность членов соответствующего дис­циплинарного органа! Чем тя­желее нарушение, тем более гибким является стандарт дока­занности. И САС с УЕФА в этом полностью согласился!

− Верите ли вы в то, что футбол можно полностью очистить от коррупции?

− Совместно с националь­ными ассоциациями мы разра­батываем большую образова­тельную программу, целью ко­торой является разъяснитель­ная работа, проводимая во все­возможных футбольных объе­динениях. Мы хотим рассказать о всех тех рисках и последстви­ях, которые может повлечь за собой нарушение принципов честного соперничества. То есть мы боремся с коррупцией, как применяя санкции, так и приме­няя профилактические меры.

Нашим следующим шагом будут рекомендации, направ­ленные каждой из 53-х европей­ских национальных ассоциаций, об учреждении специальной должности для лица, ответствен­ного за воплощение в жизнь упомянутой пропагандистской миссии в отдельно взятой стра­не. Клубы должны проводить разъяснительную работу во всех своих командах, включая юношеские и детские.

Я не питаю каких-либо иллю­зий касательно полного исцеле­ния футбола, равно как и обще­ства в целом. Однако я пони­маю, что мы не имеем права оставаться равнодушными к процессам, искажающим саму суть игры. Европейский фут­больный союз− не Дон Кихот, который сражается с ветряны­ми мельницами. Мы не в состо­янии искоренить коррупцию, но существенно снизить ее уровень нам по силам.

 

Документы доступны всем

 

Федерация футбола Украины разместила на своем официальном веб­сайте два документа, озна­комление с которыми может помочь любому интересующемуся делом «Карпат» и «Металлиста» сформиро­вать свою собственную точку зрения поданному вопросу.

По адресу http://www.ffu.org.ua/ukr/ffu/about/ffu_news/6318/ находится собственно полный текст решения КДК по матчу «Металлист» − «Карпаты». В документе среди прочего содержатся: фабула дисциплинарного дела; описание подготовки к рассмотрению дела в КДК; отчет о ходе заседания; выводы и их обоснование и, наконец, перечень санкций, примененных ко всем фигурантам расследования. Таким образом, любой желающий имеет возможность лично ознакомиться с дока­зательствами, а также дово­дами каждого участника процесса, изложенными на заседании.

Кроме того, по адресу http://www.ffu.org.ua/ukr/ffu/about/ffu_news/6323/разме­щен официальный отчет наблюдателя УЕФА. Копия этого рапорта, представленного Андреа­сом Куном в Союз европейских футболь­ных ассоциаций, поступила из штаб-квартиры этой организации в Федерацию футбола Украины.

 

+++

 

«Скандал в украинском футболе был искусственно срежиссирован!»

Ирина Баюлова.

Комсомольская правда в Украине

27.08.10

Игорь Кочетов рассказал, кто мешал расследованию обстоятельств договорного матча «Металлист» − «Карпаты».

«О ВСЕХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕАКЦИЯХ БЫЛО ИЗВЕСТНО ЗАРАНЕЕ»

На внеочередном заседании исполкома Федерации футбола Украины, где была принята отставка главного тренера сборной Мирона Маркевича (см. «КП» от 26 августа и сайт kp.ua), самым эмоциональным оказалось выступление Игоря Кочетова − главы комитета этики и честной игры.

Игорь Николаевич заявил, что скандал, который грянул после оглашения результатов расследования «договорняка» «Металлист» − «Карпаты», был искусственно спровоцирован «режиссером». Более того, по мнению Кочетова, этот «режиссер» − первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко.

− Во многих заявлениях Маркевича и других футбольных функционеров харьковского клуба звучало, что одной из главных причин его отставки явилось расследование, которое провела ФФУ, − сказал Кочетов. − Так вот, обо всех планируемых реакциях, поверьте мне, мы знали еще в марте этого года, когда получили неопровержимые доводы того, что данный матч был договорным. Как бы неприятно было Сергею Михайловичу Стороженко все это слышать, но именно из его уст тогда и прозвучало, что если мы эти доводы представим в расследовании, то в Харькове будет создан комитет по компрометации ФФУ, на улицу будут выведены болельщики, Маркевич оставит сборную, Ярославский откажется от Евро... Иными словами, война от Ярославского...

То же самое было проделано Сергеем Михайловичем и накануне Исполкома, когда готовилось рассмотрение этого вопроса, и накануне заседания Контрольно-дисциплинарного комитета. Тогда он заявил, что если мы, не дай бог, посягнем на признание матча договорным, то будут разрушительные последствия.

«НЕЛЬЗЯ ИДТИ К ЕВРО-2012, НЕ ВЕРЯ В СБОРНУЮ И ФЕДЕРАЦИЮ»

По мнению Кочетова, такое состояние дел в футбольном хозяйстве явно не на пользу украинскому футболу, ведь сейчас вся страна должна сосредоточиться на подготовке к домашнему чемпионату Европы-2012, а не на скандальных разбирательствах:

− Очень хорошо сказал Юрий Калитвинцев (исполняющий обязанности главного тренера сборной Украины. − Прим. авт.) о том, что мы должны быть единой командой, а кто не верит, должен оставить нас. Нельзя идти к Евро-2012, не веря в сборную, не веря в то, что футбольная общественность, Федерация футбола Украины способны сообща выполнить эту задачу. Я не сомневаюсь, что этот коллектив силен и способен управлять футболом.

Кочетов отметил, что контрольно-дисциплинарные органы ФФУ всегда были последовательны в борьбе с футбольной коррупцией и всегда следовали рекомендациям и требованиям УЕФА.

И Сергей Стороженко как квалифицированный юрист всегда одобрял действия органов футбольного правосудия. На этом фоне ситуация, которая возникла сейчас, выглядит еще более парадоксально.

− Я могу понять его как харьковчанина, но я не могу понять его как представителя высшего футбольного органа, который курирует все юридические вопросы, − добавил Кочетов.

Напомним, что Сергей Стороженко − член юридического комитета УЕФА, член исполкома и президиума ФФУ.

+++

А В ЭТО ВРЕМЯ

Комсомольская правда в Украине

27.08.10

Независимый наблюдатель УЕФА одобрил расследование украинского «договорняка»

Во время заседаний Контрольно-дисциплинарного комитета ФФУ 2-3 августа, которые были посвящены рассмотрению обстоятельств матча «Металлист» − «Карпаты», присутствовал независимый наблюдатель Европейского футбольного союза Андреас Кун. После возвращения в УЕФА он составил рапорт, в котором весьма положительно отозвался о качестве и объеме работ, проделанных комитетами Федерации футбола Украины.

В частности, Кун отметил, что методы работы ФФУ соответствуют уставу УЕФА, в котором говорится, что в случае обнаружения коррупционных элементов в футболе недостаточно лишь оповестить прокуратуру и ждать возможных результатов уголовного расследования, проводимого правоохранительными органами. Наоборот, неотъемлемым долгом национальной ассоциации является проведение расследования дела с дисциплинарной точки зрения.

+++

Юрій Мартищук подав апеляцію на рішення КДК ФФУ

Ua-football.com

28.08.10

Воротар луганської «Зорі» Юрій Мартищук подав апеляцію на рішення КДК Федерації футболу України, який звинуватив колишнього голкіпера львівських «Карпат» у співучасті у нібито договірному матчі, який відбувся 19-го квітня 2008-го року між харківським «Металістом» та львівськими «Карпатами», і зобов’язав сплатити Мартищука внесок у розмірі 10 000 умовних одиниць. Сам Юрій наразі від коментарів відмовився, мотивувавши тим, що зараз усі його думки пов’язані з найближчим матчем «Зорі» проти сімферопольської «Таврії», але пообіцяв, що після гри обов’язково оголосить свою позицію щодо даного питання. Проте дав свій коментар адвокат, який представляє інтереси Юрія у цій справі, Віктор Грабчак: «У демократичній державі будь-яке рішення повинне мати під собою доказове підґрунтя. Наша позиція полягає у тому, що КДК ФФУ поверхнево підійшла до розслідування даної справи. Рішення побудоване виключно на свідченнях не може бути юридично обґрунтованим. Крім цього, Юрій до тепер не отримав «на руки» офіційного рішення КДК ФФУ, і так само не отримав запрошення на оголошення цього рішення у Будинку футболу. Дуже сподіваємося на те, що в нашій державі будь-яка особа має можливість захистити себе, і своє ім’я».

+++

 

УЕФА: договорнякам − бой!

Football.ua

28.08.10

Совет профессиональной футбольной стратегии УЕФА на заседании в Монако договорился активизировать борьбу против растущей угрозы договорных матчей в европейском футболе.

В частности, были утверждены следующие постулаты:

− признание и понимание серьезности угрозы;

− приветствует шаги, предпринятые в УЕФА, ФИФА и других футбольных органах до сих пор по борьбе с договорными матчами;

− УЕФА предлагает активизировать и расширить свою образовательную программу в сотрудничестве с ассоциациями, клубами, лигами и союзами игроков на европейском и национальном уровне;

− настоятельно призывает политические органы власти сотрудничать с УЕФА и национальными футбольными органами в целях принятия законодательства для защиты целостности футбола;

− требование полтики «нулевой терпимости» в отношении всех лиц, участвующих в договорных матчах.

источник: Официальный сайт УЕФА

Підписатися на новини