Резонанс

Эксклюзив от ГОЛ! Николай Павлов: «Для меня секретов в футболе не осталось»

Константин Бадулин

Goal.net.ua

27.04.10

Нынешний наставник «Ворсклы» − один из самых известных отечественных тренеров. Помимо чисто спортивных достижений, которых у этого специалиста немало, Николай Павлов известен еще и как очень эмоциональный человек. За свою несдержанность он не раз страдал, и сейчас вот в очередной раз зарекся давать волю эмоциям. Насколько живет человек футболом, можно прочувствовать и из нашего интервью.

− Николай Петрович, вы на тренерском мостике больше 20-ти лет. Какую эволюцию в этой должности вы прошли?

− Изменения в видении своей работы, безусловно, произошли. Особенно отчетливо это можно было прочувствовать во время трехлетнего перерыва в профессиональной деятельности − хочу подчеркнуть, перерыва по собственной инициативе. Со стороны смотрел, что творится в футболе, какие процессы происходят в жизни, в обществе. Потом почувствовал, что не могу без футбола. Поэтому, наверное, эмоции иногда и перехлестывают, потому что накопились. Да и основания для проявления этих эмоций есть. Начинал тренерскую деятельность еще в 1988-м году в первой союзной лиге. В украинских чемпионатах я с первого дня. Так что для меня не осталось никаких секретов. Знаю, что надо для достижения результата, для успеха.

− Сравнивая себя как футболиста и как тренера… Где у вас достижения больше?

− Если говорить чисто о результате, то они приблизительно одинаковы. Был чемпионом и призером союзного первенства, провел один матч в составе сборной СССР. Как тренер, чемпион Украины с «Динамо», возглавлял национальную сборную (пусть и в неофициальных играх). Доволен своей судьбой. Рад, что повезло встреть людей в Мариуполе (Владимир Семенович Бойко), которых сумел увлечь, убедить. В этом городе в футбольном смысле не было ничего, теперь там есть все: инфраструктура, стадионы, площадки для детей… С «Днепром» участвовал в еврокубках, с «Ильичевцем» тоже. С «Ворсклой» выиграл Кубок Украины, и снова европейский старт.

− Во время паузы, о которой вы сказали, не было ли желания бросить футбол навсегда? И как состоялось возвращение?

− Да разные мысли были, в том числе и отойти от работы в профессиональном футболе. У меня в то время появилась возможность поселиться в Киеве, где была квартира, больше общаться с семьей, заниматься домашним хозяйством. Как раз совпало это с выходом замуж дочери, рождением внука. Семья, друзья, свободное время − это был совершенно другой образ жизни. При этом я по-прежнему следил за высшей лигой украинского футбола. И как-то со мной связался президент «Ворсклы» Олег Бабаев, который и предложил вспомнить о тренерской работе. Довольно быстро мы обсудили все необходимые вопросы. К тому же у меня подобрался штаб. Иван Балан тоже ушел из Мариуполя, закончили игровую карьеру Сергей Дирявка, Олег Тарахтий, в которых я видел потенциал стать тренерами. Захотелось вновь поработать.

− Что вы дали «Ворскле», что вам дал этот клуб?

− Ну, до прихода в Полтаву у меня не было опыта общения с легионерами. Не так давно они вообще были в диковинку, а тут их сразу 13-14 человек. Это большой опыт. Теперь я не только могу с ними общаться, но и выучил некоторые иностранные языки. Сразу дал стопроцентную гарантию, что не буду общаться с футболистами при помощи переводчика. Правда, со временем половины из иностранцев у нас уже нет. Когда пришел в клуб, пригласил хорошо знакомых Платонова, Есина, Цихмейструка, Остапенко, Красноперова. Они где-то были невостребованными, где-то не смогли поладить с бывшими клубами. Поэтому они пришли в качестве свободных агентов. Хотелось тогда сохранить прописку в высшей лиге без лишних материальных затрат. В выполнении этого задания тоже вижу большой плюс.

− Могут ли человека испортить деньги, слава? Коснулось ли это вас?

− Если у человека есть воспитание, его вряд ли что-то может испортить. Главное − не повторять собственных ошибок. Не только на поле, но и в жизни. С самого начала работы я хорошо изучил отношения «футболист-футболист», «футболист-тренер». Стараюсь объяснить игрокам, подсказываю, что можно, что нельзя. Должно быть соответствующим и поведение в быту. Для этого существует система штрафов. Когда сам был футболистом, то думал, что она мешает. А получается − помогает. Каждый с этой системой ознакомлен, а у меня есть право смягчить штраф. Мне руководство дало такие права. В других клубах эти функции находятся в руках непосредственных руководителей. Зарплата каждого человека в клубе зависит от его вклада в общее дело. До определенного времени она у нас росла, но после начала финансового кризиса цифры застыли на месте. В то же время в других командах зарплаты, премиальные продолжают повышаться. Мне вообще кажется, что на большинстве владельцев футбольных клубов кризис никак не отразился.

− Наверное, вы призываете к дисциплине футболистов, штрафуете за нарушения… А как насчет собственного примера, ведь вас не раз наказывали за несдержанность?

− Всегда говорил игрокам, что разбираться в судейских ошибках − не их задача. Когда я пришел в команду, то «Ворскла» по дисциплинарным наказаниям была в числе печальных лидеров. Теперь же мы не получаем желтые и красные карточки за разговоры и прочие неспортивные моменты. Если у меня какие-то эмоции, то они имеют под собой почву. Повторюсь, я с первого дня в чемпионатах Украины. Я знаю не только нынешних судей, но и их отцов. Прекрасно могу отличить неквалифицированность судей или предвзятость. До игры знаю, как будут судить, учитывая то, с кем у того или иного арбитра какие отношения. За 20-ть лет все изучили мой характер. Да, я часто не сдерживаюсь, но, обратите внимание, во всех спорных моментах, о которых заявил, я оказался прав. Официально об этом никто не скажет, но это так. Сейчас я дал слово руководству «Ворсклы», что не буду реагировать подобным образом на судейские промахи.

− Не кажется ли вам странным, что арбитраж можно обсуждать всем, кроме тех, кто непосредственно играет, тренирует?

− Я с вами согласен. Могу это объяснить только судейской солидарностью. Рефери не хотят слышать критики в свой адрес. В России есть телевизионные передачи, где все спорные моменты обсуждаются, болельщики имеют возможность узнать оценку. И если она низкая, то арбитру, во всяком случае, должно быть стыдно за качество своей работы.

− От кого зависит то, что так много происходит судейских ошибок? И кто может изменить ситуацию к лучшему?

− Мне не совсем корректно об этом говорить. Изменять положение к лучшему − дело рук президентов клубов, которые собираются и решают глобальные вопросы. О том, что происходит и кто в этом виноват, не говорит сейчас только ленивый, и я повторяться не хочу.

− В таком случае, чтобы закончить с темой арбитража, может быть, вы назовете тех арбитров, работа которых вам нравится? Или наоборот, кому судить бы вы запретили?

− Нет, я не буду никого выделять ни в лучшую, ни в худшую сторону. Скажу лишь, что даже те арбитры, с которыми у меня были определенного рода конфликты, на самом деле, вполне квалифицированные специалисты. За исключением Даньковского, к которому претензии не только у меня, но и у представителей многих других клубов. Жаль, что они не признают своих ошибок. У них часто на все один ответ: вы лучше тренируйте, вы лучше играйте. То есть, они имеют право нас учить, а мы должны молчать. А исход каждой футбольной игры − это труд большого коллектива из 40-ка человек, которые целенаправленно работают, получают за это зарплату, кормят свои семьи. А один свисток может перечеркнуть все эти усилия.

− Николай Петрович, насколько закономерен спад результатов нынешнего сезона после удачного предыдущего?

− Ни для кого не открою Америки, если скажу, что мы длительный период играем одним и тем же составом. Но при этом мы потеряли лидеров − столпа обороны Александра Чижова и забивного конструктора наших атак, лидера коллектива Сергея Кравченко. Равноценной замены им до сих пор нет. Преимущественно рассчитываем на собственный резерв. Сейчас можно назвать игроками основного состава тех, кто совсем недавно играл в молодежной команде, − это Янузи, Матвеев, Безус, Чеснаков. Сразу 4 выходца из дубля в стартовом составе − это значительный показатель для украинского чемпионата. К тому же, мы долгое время играем без основного вратаря Сергея Долганского.

Ну и конечно, эмоциональный психологический момент побед накладывает отпечаток. Каждый успех отмечает по-разному. Эмоционально нужно уметь отойти от побед, как и от поражений. У кого-то этот процесс затягивается. Все должно быть в меру.

− Сейчас вы можете вздохнуть спокойно, поскольку заблаговременно отдалились от «зоны вылета». Уже думаете о следующем сезоне?

− О селекции с руководством еще не говорили. Многое будет зависеть то того, какой план развития мы совместно изберем. Новые хорошие футболисты стоят дорого. Кроме того, приобретать кого-то «со стороны» − значит, закрыть дорогу местным молодым воспитанникам. Поэтому к принятию решения о перспективах работы, развития − очень ответственному шагу − нам предстоит подойти взвешенно.

− Как вы считаете, почему зачастую отдается предпочтение легионерам из далеко не самых сильных команд − вновь-таки, отнюдь не из ведущих футбольных держав вместо того, чтобы обратить внимание на перспективных футболистов из первой украинской лиги?

− Здесь и экономический фактор сказывается, и боязнь многих тренеров рисковать: насколько футболист сможет перешагнуть ту разницу в уровнях двух лиг. За нашей первой лигой я слежу, постоянно общаюсь со многими наставниками клубов. То есть уровень нашей первой лиги я знаю, а сравнивать его с теми чемпионатами, откуда к нам приезжают, не могу, потому что за теми первенствами я не слежу. Кто к нам приезжает? Готовые футболисты на просмотр не поедут, они сразу хотят заключить контракт. Те же, кто приезжает на несколько дней… О них я лично не могу за 3-4-5 дней сделать вывод, насколько они подойдут нашей команде. Часто спрашивают: игрок какого амплуа вам нужен? Да был бы хороший футболист, а место на поле ему всегда найдется. Также новичок должен подходить и коллективу. Если он неплохо играет, но при этом не вписывается в микроклимат, я предпочту ему кого-нибудь другого.

− Насколько в Украине развита селекционная служба? Может быть, недорабатывают селекционеры или преследуют цель личной выгоды вместо приглашения квалифицированных исполнителей в наш чемпионат?

− За исключением ведущих клубов, во всех остальных вопросами комплектования занимается главный тренер. Например, мы сейчас изучаем возможность приглашения футболистов из первой лиги, но окончательно говорить об этом факте еще рано.

− А не великоват ли разрыв в зарплатах футболистов Премьер-лиги, и не стоит ли ввести ограничение на максимальную зарплату, как это происходит в некоторых странах в некоторых видах спорта?

− В любой лиге уровень зарплат зависит от тех задач, которые стоят перед коллективом. Если руководство какого-то клуба платит деньги, то оно требует и результата. Как правило, первые 5-6 команд опережают остальные по этому уровню. И результаты полностью соответствуют материальному обеспечению. Бывают исключения, к которым можно отнести чудо в виде выигрыша «Ворсклой» Кубка Украины. А ограничивать зарплаты не вижу смысла, ведь клубы − не бюджетные организации. И если руководитель хочет вложить в свой проект именно столько денег, то зачем этому препятствовать?

− Николай Петрович, в свое время вы руководили сборной Украины. Насколько тренер зависит от президента ФФУ? И может ли наметившийся конфликт Ярославского и Суркиса отразиться на деятельности Маркевича на посту национальной команды?

− В разное время у тренеров сборной Украины с руководителями федерации были разные условия и разные отношения. Думаю, у Лобановского, Буряка, Сабо и Блохина были неодинаковые отношения, и зарплата у них отличалась друг от друга. Если говорить о Ярославском − я снимаю перед ним шляпу. В случае совмещения должностей, я так понимаю, в клубе должна быть зарплата больше. Потому что постоянная занятость идет именно там. Совсем другое дело, когда тренер сборной − освобожденное от любой другой работы лицо. Если Маркевич будет работать и в клубе, и в сборной, то его непосредственные работодатели − президент «Металлиста» и руководитель ФФУ − должны договориться между собой насчет условий контракта, который еще не подписан.

Досье: Павлов Николай Петрович

Родился 20 июня 1954 года в Киеве.

Игровое амплуа − защитник и полузащитник.

Игровая карьера: «Динамо» Брест (1972-1975 гг.), «Крылья Советов» Куйбышев (1976-1978 гг.), «Динамо» Минск (1979-1981 гг.), «Черноморец» Одесса (1982 г.), «Днепр» Днепропетровск (1983-1984 гг).

Чемпион СССР: 1983.

Бронзовый призер чемпионата СССР: 1984.

В высшей лиге СССР провел 210 матчей, забил 6 мячей.

В сборной СССР провел 1 матч.

Тренерская карьера: «Колос» Никополь (1988 г.), «Таврия» Симферополь (1989-1990, 1996 гг.), «Кристалл» Херсон (1990-1991 гг.), «Днепр» Днепропетровск (1991-1994 гг.), «Динамо» Киев (1995 г.), «Металлург»/»Ильичевец» Мариуполь (1997-2004 гг.). В полтавской «Ворскле» − с 2007 г.

Чемпион Украины: 1995.

Серебряный призер чемпионата Украины: 1993.

Бронзовый призер чемпионата Украины: 1992.

Обладатель Кубка Украины: 2008/09.

Руководил сборной Украины в трех матчах.

+++

Вячеслав Грозный: «Арсенал» тренировал в футболке «Спартака»

Андрей Сухотин

Rusfootball.info

28.04.10

Вячеслав Грозный, не так давно подавший в отставку с поста главного тренера киевского «Арсенала», в интервью корреспонденту «Rusfootball.info» − о том, как его «справляли» футболисты украинской команды, о скандальном интервью администратора «Спартака» Александра Хаджи, о призыве болельщиков красно-белых потерпеть и многом другом.

− На московский номер вы, как я и ожидал, перезвонили. Неужто ожидаете предложений от столичных команд?

− (Улыбается.) Подначиваете? Вы же знаете − я имею привычку перезванивать, когда вижу пропущенные номера.

− С настроением, похоже, у вас полный порядок. Осадка от расставания с киевским «Арсеналом» не осталось?

− Формально я и весь мой тренерский штаб находимся на контракте до 30 июня. А осадок… Нет, его и не должно быть. Впрочем, немного неприятно осознавать, что тебя твои же игроки «сплавляют».

− Расскажите, как вы это заподозрили?

− Вы же понимаете, что любой тренер прекрасно знает возможности своих футболистов. Я − не исключение. Я видел футболистов на тренировках, после чего лицезрел их в официальном матче. Тут-то и стало ясно − эти люди не собираются выкладываться по полной, играть на победу.

− Как на это отреагировали?

− Пришел к президенту клуба Рабиновичу с конкретным условием: либо я продолжаю тренировать команду, но освобождаю от работы группу футболистов, либо пускай работают люди, которые и «режиссировали» всю эту ситуацию. Президент сказал, что рубить с плеча не стоит: «Лучше сделай паузу − не надо принимать эмоциональные решения». Вот я и ушел в отставку. Правда, формально, повторюсь, контракт моего штаба истекает в июне.

− Какова вероятность, что вы продолжите работать с клубом?

− В мае чемпионат закончится, после чего будут приняты ряд важных решений по стратегии развития клуба. Владелец решит − и все станет известно по нашей работе. А пока мы отошли от дел. Пускай команда закончит чемпионат с другими тренерами. Тем более что «Арсеналу» ничего не грозит − от вылета-то клуб себя давно обезопасил.

− Когда поняли, что некоторые игроки не хотят видеть у руля команды тренера Грозного?

− В матче с «Таврией». До этой игры все было вполне нормально.

− Есть мысли, кто «режиссировал» такое поведение футболистов?

− Конечно. Это агенты − а кто же еще? Мне непонятно только одно − какова была их мотивация? Похоже, каждый агент своему футболисту нашептал: дескать, Грозный не хочет, чтобы ты оставался в команде, поэтому лучше сделать все возможное, чтобы ушел он сам. И начать лучше сейчас − времени не так много…

− В принципе позиция агентов ясна.

− Это да, но вот неясно, откуда у них появилась уверенность, что их клиенты непременно команду покинут? Я лично могу с полной ответственностью заявить: большинство игроков в команде остались бы.

− Анатолий Бышовец как-то сказал: «У меня прекрасные взаимоотношения с футболистами, но нет никаких − с агентами». Как вы сотрудничаете с этой кастой?

− Скажу сразу: я не играю в закулисные игры. А с агентами я готов работать только в том случае, если они предоставляют мне хороших футболистов. Правда, сотрудничество это не подразумевает какую-то материальную благодарность. Единственное, чем я ограничиваюсь, так это словами: «Большое спасибо, впредь будем работать с вами». Если агент привозит качественный товар, приоритет отдаем ему. Так было и с агентом Шоавэ, и с агентом Шацких. А вот «мусоровозов», которые норовят «договориться» с тренером, я не уважаю.

− Вернемся к матчу с «Таврией». Футболисты уже признаются, что никто не играл в этом матче против вас…

− Я не сомневался, что такие заявления сейчас пойдут: мол, все это стечение обстоятельств, где-то не доработали, где-то не повезло… Так или иначе, никакой обиды на футболистов я не держу. Просто подставлять под удар собственную репутацию из-за предрассудков игроков и агентов я не собираюсь.

− Не так давно вашу репутацию под удар поставил бывший администратор «Спартака» Александр Хаджи, кое-что поведавший о периоде вашей работы в стане красно-белых: «Характер у Грозного − не подарок. Доходили слухи, что на Украине он рассказывал: да что Романцев − в «Спартаке» всю работу веду я». Что скажете?

− Меня удивляет, когда люди начинают задним числом что-то говорить. Как я могу вообще ставить себя выше Романцева? Олег Иваныч работал главным, а мы с Павловым ему ассистировали − и все вместе служили «Спартаку»! Мы, можно сказать, работали в унисон. Александр Леонидович Хаджи − прекрасный администратор и очень хороший человек, с которым у нас приятельские отношения. Но не его дело давать оценку нашей работе − он всего лишь администратор. Администратор, который, правда, всегда рвался присесть рядом с Романцевым на скамейке…

− Хаджи − личность для спартаковцев знаковая.

− А что, раз я нахожусь на Украине, значит обо мне можно говорить такое? Я, между прочим, «Спартак» люблю не меньше, чем он и кто бы то ни было. Что уж тут говорить, если в футболе «Спартака» я выводил на тренировки «Днепр», «Терек» и «Арсенал».

− Шутите?

− Онюдь! Как-нибудь при встрече покажу свою красно-белую футболку со спартаковским ромбом − самая дорогая вещь в моем гардеробе. Я в ней даже дома хожу.

− С Романцевым по-прежнему общаетесь?

− Да, перезваниваемся, встречаемся. Я благодарен Олегу Иванычу за то, что когда-то он предоставил мне шанс поработать в «Спартаке». И мне очень обидно слышать, что я, мол, в «Спартаке» вел свою игру. Такого никогда не было и не будет! Когда есть капитан на корабле, к штурвалу никогда не побегу! Тем более в «Спартаке» − в команде, которую люблю всем сердцем.

− Сердце это случаем кровью не обливается, когда видите нынешнюю игру «Спартака»?

− Знаете, болельщикам «Спартака» хочу пожелать набраться терпения − и не начинать оказывать давление на Карпина. У этой команды очень большой диапазон для роста. А сейчас клуб не играет так, как многим хотелось бы, по одной причине − весной «Спартак» в принципе не блещет. Почему? Поля не те − этот «Спартак» берет свое не атлетизмом и мощью, а элегантностью. Так что болельщики − потерпите! Уверяю вас: в этом году «Спартак» будет бороться за чемпионство.

− Однако многие болельщики по-прежнему уверены: «Спартак» может вернуть былую славу только в одном случае − если на пост главного тренера вернется Олег Романцев. Ваше мнение?

− (После длительной паузы.) Тема очень щепетильная. В одном уверен точно: Романцев сам этот шаг не сделает. Впрочем, неизвестно, согласится ли он, если даже Карпин попросит... Так или иначе, призываю болельщиков сильно Карпина не журить. Знаете, бывает, что мяч после попадания в перекладину улетает в поле, а бывает − залетает в ворота. Время, когда мячи после ударов спартаковцев будут приносить голы, обязательно придет. Мой прогноз: чемпионом России станет именно «Спартак».

+++

Данілов: «Рішення Виконкому ФФУ алогічне»

Fpl.ua, turnir.com.ua, champion.com.ua

28.04.10

У вівторок на своєму засіданні Виконавчий комітет ФФУ виніс рішення як виняток запросити обслуговувати матч 29-го туру Епіцентр Чемпіонату України між командами «Шахтар» та «Динамо» іноземну бригаду арбітрів. До залучення закордонних спеціалістів вирішено звернутися і у випадку проведення «Золотого матчу».

Водночас відповідні клопотання «Карпат», запорізького та донецького «Металургів» про використання у найближчих їхніх матчах чужосторонніх суддів залишилося без задоволення.

− Вважаю подібне рішення Виконкому ФФУ абсолютно алогічним, і таким, що не сприяє консолідації клубів, − прокоментував новину президент ПРЕМ’ЄР-ЛІГИ Віталій Данілов. − Винятків не можна нікому робити. Невже Виконком вважає, що турнірні очки для «Шахтаря» і «Динамо» цінніші, аніж для «Карпат», «Чорноморця» або «Закарпаття»?! Рівні умови для всіх клубів − це принцип, який захищає керівництво Прем’єр-ліги.

− Президент ФФУ і його «кишеньковий» Виконком, який голосує або одностайно, або із одним хто утримався, мають нарешті визначитися: дозволяють вони запрошувати іноземних суддів або ні. Коли і за яких умов наші арбітри підвищуватимуть свою майстерність, як не на матчах національного чемпіонату? Це слова авторитетних у футболі людей, екс-арбітрів ФІФА Левнікова і Міхела, − додав Данілов.

+++

За «Договірняк» покарають спортивного директора «Металіста»?

Sportanalytic.com

27.04.10

У розслідуванні скандального поєдинку «Металіст» − «Карпати» сезону 2007/2008 офіційно поки поставлено три крапки. На виконкомі ФФУ представникам ЗМІ так і не дали дізнатися, яким є висновок у цій справі у Комітету чесної гри. Його глава Ігор Кочетов навіть не з'явився на засіданні, виїхавши у відрядження. Доповідь зачитувався в закритому режимі, його результати передані в Контрольно-дисциплінарний комітет, і представники федерації відмовляються від прямих відповідей, поки КДК не винесе свій вердикт. Але за неофіційною інформацією, багато чого вже прояснилося ...

Нагадаємо, що розгляд ініціювали «Карпати», передавши у ФФУ відеозапис, на якій їх колишній гравець Сергій Лащенков зізнається у «здачі» матчу проти харків'ян.

Вже сам факт передачі справи до КДК вказує на те, що матч визнаний «договірними» і залишилося лише визначити міру покарання. Ще один непрямий доказ, що проти фігурантів скандалу буде висунуто звинувачення − конфлікт віце-президента ФФУ Сергія Стороженка з іншою частиною виконкому. Колишній віце-губернатор Харківської області, якого вважають людиною, наближеною до власника «Металіста» Олександру Ярославському, достроково покинув засідання. «Це свавілля!

Виконком не захотів мене вислухати. Не знаю, як я далі буду працювати у федерації», − сказав він. Судячи з усього, Стороженко хотів нагадати виконкому, що харківська прокуратура, провівши своє розслідування і не знайшовши фактів змови, відкинула всі звинувачення на адресу «Металіста».

Глава КДК Стефан Решко пообіцяв, що його комітет постарається оперативно розібратися з цією справою і винести своє рішення до кінця нинішнього чемпіонату України, оскільки ... покарання може позначитися на складі учасників наступного чемпіонату. «Не виключаю, що санкції до порушників принципів чесної гри будуть прийняті жорсткі, − заявив Стефан Михайлович. − Скажімо, аналогічні тим, які зазнали основні фігуранти італійського скандалу» Моджігейтом «(тоді» Ювентус «перевели в нижчу лігу. − Авт.). Чи звучало прізвище представника «Металіста», який передавав гроші? Так, але називати його я не маю права».

За непідтвердженою інформацією джерел, матч дійсно визнали договірним. А людина, яку підозрюють у підкупі «Карпат» − спортивний директор «Металіста» Євген Красніков. Його, за нашими даними, збираються усунути від будь-якої діяльності у футболі. Красніков підтвердив, що його прізвище фігурує у справі:» Так, мені відомо про це. Але я не звертаю на це увагу і не стежу за справою. По-моєму, це все дурощі і мені нічого коментувати».

+++

Суркіс доведе наявність договірних матчів у чемпіонаті України

Vidgolos.com

28.04.10

Президент Федерації футболу України (ФФУ) Григорій Суркіс заявив, що ФФУ при потребі зможе довести наявність договірних матчів «певних команд» у чемпіонаті України сезону 2009/2010.

Про це керівник федерації сказав під час виконкому ФФУ у Києві, 27 квітня.

«У наступному сезоні при зустрічі з власниками клубів ми поставимо одне запитання: а що на сьогоднішній день тільки адміністративний ресурс Суркіса тривожить власників клубів? А договірні матчі, які граються зокрема в цьому чемпіонаті певними командами? Що, цього ніхто не бачить? Щось я не чув в пресі ні про заангажованість, ні про розподіл очок», − сказав президент ФФУ.

«Повірте мені, якщо потрібно буде довести це, ми доведемо. Що це було раніше, і що сьогодні така ж точно практика коїться в українському футболі. Так, потрібно сьогодні доказову базу мати. Потрібно бачити все, що коїться в українському футболі останнім часом», − наголосив Суркіс.

«Ніхто сьогодні не каже, що коли в певному матчі хтось б'є по ногах захисника команди, а ніхто не каже, чому суддя цьому гравцю не показав картку, чи жовту, чи червону. Про це не йде мова», − підсумував Суркіс.

+++

Исполком ФФУ принял решение по делу «Металлиста» и «Карпат»

Atn.kharkov.ua

28.04.10

Исполком Федерации футбола Украины сегодня принял, но не обнародовал решения относительно матча чемпионата Украины 2007/08 годов между харьковским «Металлистом» и львовскими «Карпатами», который подозревается в договорном характере

Напомню, тот поединок закончился победой «Металлиста» со счетом 4:0. Исполком ФФУ передал материалы для последующего рассмотрения в Контрольно-дисциплинарный комитет.

Относительно позиции «Металлиста», на прошлой неделе на официальном сайте клуба было обнародовано официальное заявление, из которого свидетельствует, что «Металлист» не участвует в каких бы то ни было нарушениях уставных, регламентных норм и правил.

Добавлю, в том заявлении также идет речь, что Прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела о будто бы договорном матче в связи с отсутствием такого события.

+++

Тайное обсуждение скандального матча «Металлист»-»Карпаты»

Полина Мирер

Mediaport.ua

27.04.10

Ушел без комментариев. Первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко досрочно покинул заседание Исполкома ФФУ во время обсуждения расследования возможных нарушений принципов «Fair Play» в поединке 26 тура чемпионата Украины сезона 2007/08 годов между командами «Металлист» (Харьков) и «Карпаты» (Львов). Сегодняшнее заседание проходило за закрытыми дверями, несмотря на то, что накануне пресс-служба ФФУ приглашала СМИ на мероприятие.

Какую информацию представил сегодня руководству федерации Комитет по этике и честной игре? Узнать прессе пока не удалось. Почему Сергей Стороженко ушел с заседания и что его возмутило − информацию не предоставляет. Говорит: дал слово и как мужчина должен его сдержать.

Как пишет foolball.ua, c представителями СМИ побеседовал президент ФФУ Григорий Суркис, сообщив, что все материалы по данному вопросу будут переданы в Контрольно-дисциплинарный Комитет ФФУ для дальнейшего рассмотрения.

На вопрос о том, может ли Григорий Михайлович прокомментировать эмоциональную реакцию Сергея Стороженко, президент ФФУ ответил, что Сергей Михайлович хотел перевести вопрос в русло дискуссии, тогда как остальные были настроены придерживаться процедуры и обойтись без лишних дискуссий. Сам же Сергей Стороженко утверждает, что лишили слова.

И, наконец, на вопрос, смогут ли болельщики и журналисты все-таки ознакомиться с решением комитета, возглавляемого Кочетовым, Григорий Михайлович ответил, что эта информация закрыта, и если бы могли болельщики и журналисты ознакомиться, заседания проходило бы в открытом режиме, сославшись на рекомендации УЕФА по закрытому обсуждению подобных вопросов.

Глава Контрольно-дисциплинарного Комитета Стефан Решко сообщил, что комитет сделает все возможное, чтобы принять решение по этому вопросу до начала следующего чемпионата, учитывая, что последствия такового решения могут повлиять на состав участников.

Напомним, что скандал вокруг матча, который состоялся в апреле 2008-го, его харьковчане выиграли со счетом 4:0, разгорелся зимой. Федерация получила запись с признанием игрока «Карпат» в том, что игра была договорной, причем совершал возможный подкуп представитель «Металлиста». Федерация передала материалы в правоохранительные органы. А в понедельник, 26 марта, стало известно: Генпрокуратура не нашла оснований считать, что о результатах игры была предварительная договоренность. Отметим, что результаты проверки ГПУ, по информации «МедиаПорта», сегодня в ФФУ не обсуждались.

+++

На Виконкомі Лубківський розповів чим займається у підготовці до Євро-2012

2012ua.net

28.04.10

У вівторок, 27 квітня, в Будинку футболу відбулося засідання Виконавчого комітету ФФУ, який розглянув низку актуальних питань із розвитку вітчизняного футболу. Про це 2012ua.net повідомили у прес-службі ФФУ.

Підбиття підсумків

Насамперед, були підбиті підсумки роботи ФФУ протягом трьох років, що минули після надання Україні та Польщі права на проведення фінального турніру чемпіонату Європи 2012 року. До присутніх звернувся Маркіян Лубківський − голова Місцевого організаційного комітету «Євро-2012 Україна», дочірньої структури ФФУ, створеної майже рік тому згідно з вимогами УЄФА.

Міцні підвалини співпраці

«Діяльність нашого комітету ґрунтується на закладених Федерацією футболу України міцних підвалинах успішної співпраці з УЄФА, неодноразово перевірених часом, − зазначив Лубківський. − Висока довіра з боку Європейського футбольного союзу та авторитет президента національної федерації є цементуючими елементами цього фундаменту, завдяки ним наша країна не раз утримувала лінію гри навіть у безнадійних ситуаціях».

Проекти МОКу

За словами Лубківського, МОК спільно з УЄФА та у тісній взаємодії з центральними та місцевими органами влади активно працює над реалізацією 57 проектів. Серед них − співпраця з приймаючими містами, управління стадіонами та аеропортами, організація транспорту, забезпечення безпеки та правопорядку, розміщення цільових груп УЄФА, залучення волонтерів, проведення промоційних та передтурнірних заходів тощо. І хоча МОК займається виключно організацією самого турніру, водночас його фахівці стежать за дотриманням стандартів УЄФА під час підготовки інфраструктури.

У фокусі − збірна

ФФУ продовжує підготовку до найближчих товариських ігор національної збірної України − 25-го травня проти Литви, 29-го проти Румунії. Члени Виконкому затвердили міста проведення ігор − Харків і Львів відповідно, визначивши склад місцевих оргкомітетів, котрі курируватимуть ці поєдинки.

+++

Актуальные вопросы развития отечественного футбола рассмотрел исполком ФФУ

Ukrinform.ua

27.04.10

Сегодня в Украинском доме футбола состоялось заседание исполнительного комитета ФФУ, который рассмотрел ряд актуальных вопросов развития отечественного футбола.

Как сообщили УКРИНФОРМу в пресс-службе ФФУ, во время работы исполкома были подведены итоги работы федерации в течение трех лет после предоставления Украине и Польше права на проведение финального турнира чемпионата Европы 2012 года. К собравшимся обратился Маркиян Лубкивский − председатель Местного организационного комитета «Евро-2012 Украина», дочерней структуры ФФУ, созданной почти год назад согласно требованиям УЕФА.

«Деятельность нашего комитета основывается на заложенном Федерацией футбола Украины прочном фундаменте успешного сотрудничества с УЕФА, неоднократно проверенном временем, − отметил М.Лубкивский. − Высокое доверие со стороны Союза европейских футбольных ассоциаций и авторитет президента национальной федерации являются цементирующими элементами этого фундамента. Благодаря им наша страна не раз удерживала линию игры даже в безнадежных ситуациях».

По словам Маркияна Лубкивского, МОК совместно с УЕФА и в тесном взаимодействии с центральными и местными органами власти активно работает над реализацией 57-ми проектов. Среди них − сотрудничество с принимающими городами, управление стадионами и аэропортами, организация транспорта, обеспечение безопасности и правопорядка, размещение целевых групп УЕФА, привлечение волонтеров, проведение промоционных и предтурнирных мероприятий и т.п. И хотя МОК занимается исключительно организацией самого турнира, в то же время его специалисты следят за соблюдением стандартов УЕФА во время подготовки инфраструктуры.

ФФУ продолжает подготовку к ближайшим товарищеским играм национальной сборной Украины − 25 мая против Литвы, 29-го против Румынии. Члены исполкома утвердили города проведения игр − Харьков и Львов соответственно, определив состав местных оргкомитетов, которые будут курировать эти поединки.

Председатель комитета национальных сборных ФФУ Семен Альтман обратился к членам исполкома с предложением перенести начало тренировочного сбора молодежной команды Украины на 13 мая, чтобы увеличить срок ее подготовки к выездному отборочному матчу Евро-2011 (U-21) против мальтийцев. Учитывая, что от результата игры, запланированной на 29 мая, будет зависеть итог борьбы в квалификации, участники заседания единогласно поддержали инициативу комитета.

Заместитель исполнительного директора ФФУ Василий Заброда сообщил, что датой проведения отборочного матча чемпионата мира-2011 между женскими сборными Украины и Венгрии УЕФА утвердил 20 мая нынешнего года. Следует напомнить, что эта встреча должна была состояться 21 апреля, однако была перенесена из-за неприбытия гостей. Квалификационный поединок будет принимать черниговский стадион имени Юрия Гагарина.

На заседании рассмотрели обращения ряда клубов Премьер-лиги относительно приглашения иностранных бригад арбитров на матчи последних туров чемпионата Украины и финала розыгрыша Кубка Украины. Члены исполкома ФФУ, в исключительном порядке, пошли навстречу «Шахтеру» и «Динамо» (матч 29-го тура между ними состоится 5 мая), ходатайства же других клубов отклонены, тем более, что обоюдное согласие на обслуживание поединков зарубежными судьями отсутствует. Также принято решение о приглашении бригады иностранных арбитров и в случае проведения «золотого» матча чемпионата.

В нынешнем году в Украине впервые пройдет празднование Дня массового футбола УЕФА. Как проинформировал собравшихся Василий Заброда, торжественные мероприятия по этому поводу будут проходить по всей стране, а эпицентром праздника станет столичный НТЦ имени Виктора Банникова. Именно там 22 мая Национальная федерация планирует провести ряд интересных акций, в частности, презентует новый проект массового и школьного футбола Open Fun Club Schools.

Кроме различных соревнований, которые будут проходить в рамках Дня массового футбола УЕФА, организаторами праздника предусмотрено вручение многочисленных призов участникам. Также специальные награды будут вручены людям, которые работают в массовом футболе. Среди них − председатель комитета ФФУ по массовому футболу Александр Каденко, который решением исполкома УЕФА признан лучшим европейским специалистом года в этой области.

Комитет по этике и честной игре ФФУ ознакомил членов исполкома с результатами расследования обстоятельств нарушения принципов Fair Play в матче 26-го тура чемпионата Украины сезона-2007/2008 между харьковским «Металлистом» и львовскими «Карпатами». Рассмотрение этого вопроса, согласно рекомендациям УЕФА, проходило за закрытыми дверями. Было решено передать все материалы, касающиеся данного дела, в контрольно-дисциплинарный комитет ФФУ. Именно орган первой инстанции футбольного правосудия и вынесет свой вердикт.

+++

«Шахтер» и «Динамо» рассудит иностранец

Команда

28.04.10

Очередной Исполком ФФУ принял ряд важных решений

Вчера в Киеве, в Доме футбола, состоялось заседание очередного Исполкома ФФУ, на котором были рассмотрены актуальные для украинского футбола вопросы. На совещании присутствовали 20 из 29-ти членов высшего рабочего органа национальной федерации, и продолжалось оно три с половиной часа.

Первым из присутствующих взял слово председатель Местного организационного комитета Украины по Евро-2012 Маркиян Лубкивский, рассказавший о состоянии дел и перспективном плане действий МОК и ФФУ в организации чемпионата Европы. По словам Лубкивского, уже в ближайшее время в разных городах нашей страны будет начато осуществление целого ряда проектов, напрямую связанных с подготовкой континентального футбольного первенства.

Также члены исполкома утвердили список первоочередных мероприятий ФФУ, которые запланированы на май-июнь этого года, в числе которых: проведение финального матча Кубка Украины (16 мая в Харькове), дня массового футбола УЕФА (22 мая), международных товарищеских поединков нашей сборной с командами Литвы, Румынии и Норвегии, элит-раунда юношеского Евро-2010 в Украине и Международного турнира памяти В.Банникова.

Рассмотрев обращение некоторых отечественных клубов относительно приглашения иностранных арбитров для обслуживания матчей 28—30туров чемпионата Украины и финала Кубка Украины, Исполком ФФУ, в виде исключения, удовлетворил только просьбу ФК «Шахтер», высказавшего пожелание (в полной мере поддержанное киевлянами), чтобы 5 мая их поединок с «Динамо» провел зарубежный рефери. Заседавшие также поддержали инициативу президента ФФУ Григория Суркиса, предложившего, чтобы иностранец, в случае необходимости, отсудил и возможный «Золотой матч». Идентичная просьба «Карпат», запорожского и донецкого «Металлурга» была отклонена из-за несогласия с такой инициативой их соперников—»Таврии» и «Динамо».

Кроме того, на исполкоме единогласно были утверждены план организации и проведения чемпионата Украины среди аматорских команд, календарный план-график обучения тренеров по программе УЕФА на 2010 год, Регламент соревнований по пляжному футболу в этом году и внесены изменения в подготовку нашей молодежной сборной к отборочному поединку Евро-2011 с Мальтой.

Обсуждение последнего пункта повестки дня (относительно расследования возможных нарушений правил Fair Play в матче «Металлист» − «Карпаты» в сезоне-2007/08) продолжалось более часа и прошло без прессы. Выводы Комитета этики и честной игры были приняты к сведению. Информация передана в КДК ФФУ.

Подробно о состоявшемся заседании читайте в следующем номере «КОМАНДЫ».

+++

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Михаил Спиваковский

Спорт − Экспресс в Украине

28.04.10

Вчера исполком ФФУ в порядке исключения решил пригласить иностранных арбитров на поединок «Шахтера» с «Динамо» в назначенном на 5 мая предпоследнем туре чемпионата и, в случае необходимости, на золотой матч, который при итоговом равенстве очков будет проведен между этими командами на нейтральном поле 19 мая. Ожидавшееся решение по поводу матча «Металлист» − «Карпаты» сезона-2007/08, который, подозревают, мог быть договорным, так и не было принято: результаты расследования комитета этики и честной игры переданы на рассмотрение в КДК федерации.

В ОЖИДАНИИ РЕВИЗОРА?

Как оказалось, за 108 минут в этой жизни можно успеть очень многое. Юрий Гагарин, например, облетел вокруг Земли. Участники 1/8 финала Кубка Стэнли «Питтсбург» и «Оттава» несколько дней назад все-таки решили исход очного противостояния в третьем овертайме. А члены исполкома национальной федерации футбола совершили еще более невероятную вещь − рассмотрели восемь из девяти вопросов пухлой повестки дня, включая пресловутое «разное»! Таким образом, фактически расправились с публичной частью запланированного объема работ. Была еще и конфиденциальная, но об этом позже.

Работали функционеры четко и деловито. Сначала руководитель местного организационного комитета по подготовке Украины к Euro-2012 Маркиян Лубкивский рассказал о текущем положении вещей и перспективном плане действий вверенного ему ведомства. Вопросов к оратору не последовало. Затем заместитель исполнительного директора ФФУ Василий Заброда ознакомил присутствующих с графиком первоочередных мероприятий, проводящихся под эгидой федерации в мае-июне. Так мы узнали, что отборочный матч ЧМ-2011 между женскими сборными Украины и Венгрии состоится 20 мая в Чернигове. А ответственными за высокий уровень проведения финала Кубка Украины и первого товарищеского матча обновленной сборной в Харькове назначены представители местной власти − Владимир Бабаев и Сергей Стороженко. Вопросы есть? Вопросов нет.

В рамках третьего параграфа обнаружился свой лауреат. Руководитель комитета аматоров ФФУ Александр Каденко был признан «Лидером массового футбола» по версии УЕФА. И хотя выездное заседание исполкома этой организации состоялось в Тель-Авиве 1 апреля, награда, врученная при участии технического директора Европейского футбольного союза Энди Роксбурга, носит вовсе не шуточный характер.

Что интересно, Григорий Суркис честно признался, что был единственным из голосовавших, кто не поддержал кандидатуру Каденко. По словам президента ФФУ, его голос был отдан другому номинанту − функционеру из Швеции, прикованному к инвалидной коляске с 25-летнего возраста! Но глава УЕФА Мишель Платини и его коллеги все-таки отдали предпочтение Каденко. Не мелочь и приятно.

Рассуждая о деталях организации аматорского первенства, члены президиума построили виртуальный «мостик» к футболу профессиональному, а именно к соответствию украинских клубов международным критериям лицензирования. По статистической справке, молниеносно предоставленной Сергеем Стороженко, в этом сезоне 156 команд Старого Света не прошли аттестацию УЕФА.

Первый вице-президент ФФУ продемонстрировал присутствующим увесистую связку документов, полученную им накануне из Европейского футбольного союза. «Здесь − 68 страниц, − пояснил Стороженко. − И показывать их в полном объеме никому из вас я права не имею». − «Даже мне?» − пошутил Григорий Суркис. − «Даже вам, господин президент. Потому что эти документы конфиденциальны». Тем не менее, Сергей Михайлович емко сообщил, что Европейский футбольный союз устал от скоропостижного банкротства клубов по ходу сезона и будет проводить региональные ревизии без предупреждения, фактически генератором случайных чисел. Иными словами, в условную «Таврию» или «Металлист» ревизоры из УЕФА могут нагрянуть практически в любой момент.

FAIR PLAY ИЛИ FAIR PAY?

Весьма резонансным выдалось рассмотрение вопроса № 4 о ходатайстве целого ряда клубов о назначении на матчи премьер-лиги «Шахтер» − «Динамо», «Таврия» − «Карпаты» и «Динамо» − «Металлург» З, а также финальную встречу Кубка Украины «Таврия» − «Металлург» Д иностранных рефери. Руководитель корпуса арбитров Вадим Шевченко в связи с грядущим участием национальной федерации в судейской конвенции УЕФА такой шаг не поддержал. Ту же точку зрения высказал и Стороженко, подчеркнувший, что подобные действия пойдут вразрез с действующим регламентом чемпионата Украины, не предусматривающим обслуживание внутренних соревнований зарубежными арбитрами.

Чашу весов частично поколебало выступление другого первого вице-президента ФФУ Александра Бандурко: «В последнее время идут точечные удары по действующему чемпиону и целенаправленная дискредитация судейского комитета. «Динамо» согласилось на предложение «Шахтера» о назначении арбитра-иностранца потому, что элементарно устало от информационной атаки. Так, может, стоит сделать исключение для решающего матча всего сезона, раз отдельные слои футбольной общественности считают, что нет пророка в своем отечестве?..» Член исполкома Николай Федоренко добавил, что такого давления на «Динамо» не припомнит за всю жизнь.

Григорий Суркис поинтересовался у генерального секретаря горняков Александра Черкасова, согласен ли он на приглашении рефери-легионера и на золотой матч между бело-голубыми и оранжево-черными. «Вероятность этой встречи весьма невелика, − улыбнулся Черкасов, − но мы не против». Таким образом, члены исполкома приняли решение о назначении в порядке исключения зарубежного арбитра лишь на матч 29-го тура между дончанами и киевлянами и, если понадобится, на дополнительную встречу между этими же командами. Остальным клубам в аналогичной просьбе было отказано, так как инициативу приглашения «легионеров со свистком» не поддержали их соперники, вполне доверяющие отечественным судейским кадрам.

В заключение публичной части исполкома собравшиеся удовлетворили просьбу руководителя комитета национальных сборных ФФУ Семена Альтмана о переносе начала сбора молодежки на 13 мая: команде Павла Яковенко предстоят ответственные встречи с Мальтой, Францией и Словенией. А затем − единогласно исключили из своих рядов экс-президента ПФЛ Святослава Сироту в связи с потерей руководящего поста. Преемник попавшего в некрасивую историю молодого функционера Милетий Бальчос будет утвержден в том же статусе на ближайшем конгрессе ФФУ.

Дабы совершить прыжок «от грязного к чистому», как выразился генеральный директор ПФЛ Александр Ефремов, члены исполкома по его же предложению встретили дружными аплодисментами новость о столетии со дня рождения легендарного наставника «Динамо» Виктора Маслова. После чего журналистов вежливо попросили покинуть зал совещаний. Прямо по курсу маячило обсуждение выводов комитета этики и честной игры по поводу расследования возможных нарушений морально-этических принципов в матче 26-го тура сезона-2007/08 между «Металлистом» и «Карпатами». Сократив длинную формулировку, получим почти гамлетовскую дилемму: fair play или fair pay? Честная игра или честная покупка?

Исполком вердикта на этот счет не вынес − хотя бы потому, что не имеет для этого достаточных полномочий. Результаты расследования «комиссии Кочетова» были оглашены за закрытыми дверями, после чего в запечатанном конверте переданы в КДК ФФУ. А значит, продолжение следует…

+++

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

Сергей Цыба

Спорт − Экспресс в Украине

28.04.10

После непродолжительных, но жарких дебатов исполком ФФУ согласился пригласить иностранных арбитров на поединок 29-го тура «Шахтер» − «Динамо» и, если потребуется, на золотой матч с участием тех же команд

После того как Григорий Суркис обмолвился о возможности приглашения на матч предпоследнего тура между «Шахтером» и «Динамо» иностранной бригады арбитров, федерацию буквально завалили письмами от других клубов, которые также изъявили желание заполучить «легионеров со свистком». К вчерашнему исполкому, как сообщил глава судейского корпуса Вадим Шевченко, с просьбой о приглашении «иностранцев в черном» обратились «Шахтер» (на матч 29-го тура с «Динамо»), «Карпаты» (на матч 28-го тура с «Таврией»), запорожский «Металлург» (на матч 30-го тура с «Динамо») и донецкий «Металлург» (на финал Кубка Украины с «Таврией»).

Таких обращений, в принципе, могло быть и больше − в концовке чемпионата не только разыгрываются золотые медали, но и решается судьба тех, кто покинет премьер-лигу. Поэтому в последнем туре теоретически могли попросить иностранного арбитра и «Закарпатье» с «Кривбассом» или «Черноморец» с «Зарей». Но для разборок между аутсайдерами должно хватить и квалификации наших судей. А вот зачем иностранный арбитр запорожскому «Металлургу» − непонятно. Видимо, в Запорожье посчитали, что если прецедент будет создан, он вполне имеет право на продолжение. Пускай даже матч последнего тура для них имеет исключительно формальное значение − ни вылет из премьер-лиги, ни борьба за выход в Лигу Европы запорожцам давно не грозит.

Вадим Шевченко высказался категорически против приглашения иностранных арбитров, мотивировав свою позицию намерением национальной федерации вступить в Судейскую конвенцию УЕФА. Вице-президент ФФУ Сергей Стороженко сказал, что в процессе игры менять правила нельзя.

− Решения, которые принимаются в этом зале, должны быть последовательными, − подчеркнул он. − Если уж делать исключение, то или для всех, или ни для кого. С юридической точки зрения менять регламент по ходу соревнований неправильно.

− В данном случае никто не говорит об изменении регламента, − парировал Александр Бандурко. − Всем известно, какие целенаправленные атаки предпринимаются в последнее время по отношению к отечественным судьям после матчей с участием «Динамо». Так по сути дискредитируется работа комитета арбитров. На данный момент ситуация сложная: болельщики ждут не интересного поединка на футбольном поле, а очередной судейской ошибки.

Президент ФФУ предложил пригласить иностранного арбитра и на золотой матч, если в нем возникнет необходимость. Инициатива вызвала дискуссию, но в результате едва ли не все члены исполкома признали исключительность случая. Не стало, кстати, возражать и «Динамо», уставшее от обилия выбивающих из колеи критических стрел. Важная деталь: все затраты, связанные с приглашением иностранной судейской бригады, возложены на «Шахтер». Что касается обращений запорожского «Металлурга», донецкого «Металлурга» и «Карпат», то им было отказано, поскольку соперники − «Таврия» и «Динамо» − не поддержали эту инициативу.

Итак, центральный матч второго круга, да и, пожалуй, всего чемпионата проведет иностранная бригада арбитров. Хорошо это или плохо? С одной стороны, создан прецедент: перед началом чемпионата от «легионеров со свистком» решено было отказаться. Но с другой, независимо от результата матча, в чью бы пользу он ни завершился, не удалось бы избежать разговоров о заангажированности украинского арбитра. Или о том, под чьим давлением − хозяев или гостей − он принимал решения.

Иностранец, надо полагать, должен избавить от подобных дискуссий. И не потому, что он наверняка отсудит безошибочно − ведущие европейские рефери, судя по матчам Лиги чемпионов, тоже ошибаются. К зарубежному арбитру будет априори другое отношение. Да и с психологической точки зрения ему окажется намного легче, чем украинскому коллеге, так как над ним не будет довлеть боязнь ошибиться или принять неправильное решение. Но самое главное, его никто не обвинит в предвзятости.

Судейских скандалов за последнее время в нашем чемпионате было с лихвой. Это не идет на пользу развитию футбола в стране и не добавляет Украине вистов как одной из хозяек чемпионата Европы. Хочется выразить надежду, что хотя бы после заключительных туров национального первенства будет больше поводов говорить о качественном футболе, а не о квалификации наших арбитров.

+++

ЗАПЕЧАТАННЫЙ КОНВЕРТ

Андрей Варчак

Спорт − Экспресс в Украине

28.04.10

Расследование комитета этики и честной игры по делу о возможном подкупе игроков «Карпат» в матче с «Металлистом» завершено, однако о результатах мы пока не узнаем. Свой вердикт должен вынести контрольно-дисциплинарный комитет ФФУ.

Информация о том, что доклад комитета этики и честной игры зачитают за закрытыми дверями, журналистов огорчила до крайности. Ведь по сути это был наиболее важный вопрос повестки дня. Караулившие у зала заседаний репортеры не оставляли надежды: когда заседание закончится, о результатах расследования нас непременно известят. Но завеса таинственности вокруг одного из самых громких дел в нашем футболе осталась прежней. В компетенцию исполкома федерации, сообщили нам, принятие решений по данному вопросу не входит априори, поэтому, заслушав информацию Игоря Гатауллина, заместителя отсутствовавшего главы комитета Игоря Кочетова, бумаги вновь запечатали в конверт и передали из рук в руки председателю КДК Стефану Решко.

С журналистами согласились побеседовать лишь два члена исполкома, и если Григорий Суркис был абсолютно спокоен, придерживаясь твердой позиции: «Любой комментарий с моей стороны может быть оценен как давление на КДК», то первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко выглядел более эмоциональным. Судя по тому, что из зала он вышел с глазами на мокром месте и поначалу скрылся в своем кабинете, закрыв его на ключ, есть основания полагать, что для него, харьковчанина, результаты расследования оказались не самыми радостными. И уж совершенно точно − вступившими в противоречие с выводами прокуратуры, не обнаружившей в обстоятельствах матча «Металлист» − «Карпаты» даже намека на состав преступления. Что не удивительно: это в футбольном мире fair play так весом, а в обычной жизни его к уголовному делу не подошьешь.

Стороженко, как стало известно «СЭ», попытался после оглашения выводов комитета этики и честной игры открыть дискуссию, однако коллеги по исполкому, как раз перед этим проголосовавшие за решение отказаться от обсуждения этого вопроса и всего лишь принять доклад Гатауллина к сведению, с ним не согласились. Теперь, что любопытно, КДК проведет собственное расследование, отчасти опираясь на предоставленные ему в закрытом конверте материалы, а вердикт контрольно-дисциплинарного комитета ФФУ, если он будет предусматривать наказания, можно будет при желании обжаловать во многих инстанциях − от апелляционного комитета украинской федерации до Спортивного суда в Лозанне.

Стефан Решко дал понять журналистам: его комитет постарается поставить точку в этом деле до старта следующего чемпионата, ведь, не исключено, в списке участников могут произойти определенные изменения. Прогнозировать, какие санкции могут применить к «Металлисту» и «Карпатам», пока достаточно сложно, но полагают, что харьковский клуб окажется дивизионом ниже, а замешанные в деле о подкупе львовские футболисты будут дисквалифицированы.

Но это − не более чем версии. Подождем вердикта КДК…

+++

Григорий СУРКИС: «НЕ ЗНАЮ, КОГДА БУДЕТ ПОСТАВЛЕНА ТОЧКА»

Андрей Варчак

Спорт − Экспресс в Украине

28.04.10

О том, как проходило рассмотрение наиболее важного пункта повестки дня исполкома, журналисты расспросили президента ФФУ

− Нет никаких комментариев кроме одного: мы заслушали итоги работы комитета этики и честной игры, изучившего ситуацию с матчем «Металлист» − «Карпаты». После этого исполком принял решение, не обсуждая, передать все документы на рассмотрение в контрольно-дисциплинарный комитет − теперь он займется этим вопросом.

− Так был ли матч договорным?

− Повторяю, никаких выводов от меня сегодня вы не услышите: ситуация конфиденциальна. Если бы я сейчас стал отвечать на ваши вопросы, это могло бы быть расценено как давление на КДК. Могу сказать одно: все члены исполкома, кроме Сергея Стороженко, голосовали за это решение. При этом мы не открывали дискуссию и даже не начинали дебатов. Я лишь напомнил коллегам, с чего все началось: господин Ефремов принес господину Бандурко диск, тем самым инициировав это расследование. Какими будут выводы КДК, мы узнаем после того, как будут рассмотрены все вопросы, связанные с этим матчем. Пока у меня нет оснований квалифицировать этот матч как договорной.

− Создается впечатление, что все спустят на тормозах...

− Хочу подчеркнуть: КДК будет проводить собственное расследование, не зависящее от расследования комитета этики и честной игры.

− На этом заседании вы смотрели видеозапись, предоставленную «Карпатами»?

− Я не смотрел ее даже тогда, когда в первый раз услышал о ее существовании от Бандурко. Потом было несколько противоречивых высказываний и интервью господина Ефремова, который, как я уже сказал, передал Бандурко этот диск. УЕФА и ФИФА достаточно жестко ставит вопросы о договорных матчах, о коррупции среди арбитров и функционеров.

− Вы сторонник того, чтобы жестко наказывать виновных?

− Считаю, что неуместно президенту национальной ассоциации, который не влияет на принятие решения, высказываться на этот счет. Возможно, наказание и не нужно − если вина не будет доказана.

− Почему Стороженко вышел из зала таким возбужденным?

− Сергей Михайлович хотел открыть дебаты, а члены исполкома посчитали, что процедурой дебаты не предусмотрены. То есть мы выслушали − и передали. Видимо, его подобная ситуация не устроила. Это нервы и не более того. Сергей Стороженко − хороший специалист, наш товарищ и друг. Иметь свою, отличную от других позицию − это его право. Но все кроме него посчитали, что дебаты по этому поводу открывать не нужно.

− Когда в этом деле будет поставлена точка?

− Этого я не знаю…

+++

За «договорняк» накажут спортивного директора «Металлиста»?

Святослав Васылык

Газета по-киевски

28.04.10

По неподтвержденной информации «Газеты...», матч «Металлист»−»Карпаты» таки признали договорным

В расследовании этого скандального поединка сезона 2007/2008 официально пока поставлено многоточие. На исполкоме ФФУ представителям СМИ так и не дали узнать, какой вывод по этому делу у Комитета честной игры. Его глава Игорь Кочетов даже не появился на заседании, уехав в командировку. Доклад зачитывался в закрытом режиме, его результаты переданы в Контрольно-дисциплинарный комитет, и представители федерации отказываются от прямых ответов, пока КДК не вынесет свой вердикт. Но по неофициальной информации, многое уже прояснилось...

Напомним, что разбирательство инициировали «Карпаты», передав в ФФУ видеозапись, на которой их бывший игрок Сергей Лащенков признается в «сдаче» матча против харьковчан.

Уже сам факт передачи дела в КДК указывает на то, что матч признан «договорным» и осталось лишь определить меру наказания. Еще одно косвенное доказательство, что против фигурантов скандала будет выдвинуто обвинение − конфликт вице-президента ФФУ Сергея Стороженко с остальной частью исполкома. Бывший вице-губернатор Харьковской области, которого считают человеком, приближенным к владельцу «Металлиста» Александру Ярославскому, досрочно покинул заседание. «Это произвол!

Исполком не захотел меня выслушать. Не знаю, как я дальше буду работать в федерации», − сказал он. Судя по всему, Стороженко хотел напомнить исполкому, что харьковская прокуратура, проведя свое расследование и не найдя фактов сговора, отмела все обвинения в адрес «Металлиста».

Глава КДК Стефан Решко пообещал, что его комитет постарается оперативно разобраться с этим делом и вынести свое решение до конца нынешнего чемпионата Украины, поскольку... наказание может сказаться на составе участников следующего чемпионата. «Не исключаю, что санкции к нарушителям принципов честной игры будут приняты жесткие, − заявил Стефан Михайлович. − Скажем, аналогичные тем, какие понесли основные фигуранты итальянского скандала «Моджигейт» (тогда «Ювентус» перевели в низшую лигу. − Авт.). Звучала ли фамилия представителя «Металлиста», который передавал деньги? Да, но называть ее я не имею права».

По неподтвержденной информации источников «Газеты...», матч действительно признали договорным. А человек, которого подозревают в подкупе «Карпат» − спортивный директор «Металлиста» Евгений Красников. Его, по нашим данным, собираются отстранить от любой деятельности в футболе. Красников подтвердил «Газете...», что его фамилия фигурирует в деле: «Да, мне известно об этом. Но я не обращаю на это внимание и не слежу за делом. По-моему, это все глупости и мне нечего комментировать».

Открытым текстом

«В следующем сезоне при встрече с хозяевами клубов мы поставим один вопрос: а что, сегодня только административный ресурс Суркиса вас тревожит? А как же договорные матчи, которые играются, например, в этом чемпионате некоторыми клубами? Что, этого никто не видит? Поверьте мне, если нужно будет это доказать, мы докажем! И то, что это было раньше. И то, что сегодня такая же практика имеет место в украинском футболе».

+++

Решать − Решко

Олег Люлька

Сегодня

28.04.10

Дело о якобы «договорняке» «Металлист» − «Карпаты» передали из одного комитета ФФУ в другой

Вчера в закрытом режиме исполком ФФУ заслушал отчет комиссии честной игры по якобы договорному матчу двухлетней давности «Металлист» − «Карпаты» (4:0). И передал его контрольно-дисциплинарному комитету федерации, который до конца сезона намерен решить − наказывать фигурантов вероятного «договорняка» (например, переводом в низший дивизион клубов и отлучением от футбола физлиц) либо извиняться перед ними за то, что возвели напраслину.

В ходе рассмотрения вопроса зал покинул первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко − земляк владельца «Металлиста» Александра Ярославского. «Это произвол! − заявил он. − Меня попросту лишили слова. Вот такая демократия сейчас в составе исполкома ФФУ. Не знаю, как в дальнейшем буду сотрудничать с этой федерацией на должности первого вице-президента».

По нашей информации, за закрытыми дверями замглавы комитета честной игры Игорь Гатауллин обнародовал такой вывод: что игра, мол, была договорной и игроки «Карпат» за вознаграждение от представителя «Металлиста» «сплавили» матч. А рекомендация возглавляемому Стафаном Решко КДК − рассмотреть вопрос о санкциях к игрокам, должностным лицам и клубам. Виды санкций названы не были. Отчет было решено передать в КДК без прений. При этом Стороженко действительно пригрозил, раз ему не дают слово, подать в отставку.

«Будет новое расследование, которое КДК проведет по собственному усмотрению», − выйдя к прессе, сказал глава ФФУ Григорий Суркис. «Все должно решиться в этом сезоне, ведь последствия могут быть разными и даже повлиять на состав участников чемпионата, − заявил в свою очередь Решко, намекая, что к нашим клубам могут применить такие же санкции, как в Италии к «Юве», в 2006-м сосланному во второй дивизион. − Но возможно, дело обстоит иначе и нам даже придется извиниться перед «Металлистом».

«В деле остается много пятен, − считает наш источник в ФФУ. − Почему, пока Суркис и Ярославский дружили, оно замалчивалось, а когда рассорились, ему дали ход? Думаю, может быть нейтральное решение − мол, из-за того, что никто никого за руку не схватил, снять с клубов по три очка, а футболистов взять на контроль. А скорее всего, скандал спустят на тормозах, сядут и договорятся. В нашей стране и не такие вопросы решались в узком кругу».

На выходных «Металлист» сообщил, что прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело по «договорняку», потому что его не было. Однако в ФФУ настаивают, что проводят независимое от правоохранительных органов расследование. И их выводы могут отличаться. По процедуре, несогласная с решением КДК сторона может обратиться в апелляционный комитет ФФУ, а затем − в арбитражный суд в Лозанне.

СУДЬИ ДЛЯ ЧУ. Между тем в открытом режиме исполком ФФУ принял решение о том, что матч 29 тура «Шахтер» − «Динамо» 5 мая на «Донбасс Арене» рассудит иностранная бригада арбитров. Инициатором вызова рефери из-за рубежа был «Шахтер», «Динамо» не возражало. Если по итогам ЧУ горняки и киевляне наберут равное количество очков, легионеры будут судить и «золотой» матч 19 мая. Хотя, как сказал на заседании исполкома генсек «Шахтера» Александр Черкасов, такой поединок маловероятен. Напомним, за три тура до финиша команда Луческу опережает подопечных Газзаева на три очка.

А вот обратившимся с аналогичной просьбой «Карпатам» (матч с «Таврией»), донецкому «Металлургу» (финал Кубка Украины) и запорожскому «Металлургу» (игра с «Динамо») в привлечении зарубежных судей отказали. Президент Премьер-лиги Виталий Данилов назвал это решение алогичным и таким, которое не способствует консолидации клубов.

+++

Иностранный легион, харьковский фронт

Игорь Левенштейн

Экономические известия

28.04.10

Исполком ФФУ прошел с небольшим скандалом

Вчера в Доме футбола прошло заседание исполкома Федерации футбола Украины. Его наиболее интересными итогами стали решение о приглашении зарубежных арбитров на отдельный матч чемпионата Украины и демарш первого вице-президента ФФУ Сергея Стороженко, представляющего харьковские футбольные и политические круги.

В повестке дня заседания значились девять разных вопросов, но основное внимание было приковано к двум темам − приглашению иностранных судей на ряд матчей чемпионата и Кубка Украины и вопросу о подозрительном по договорному характеру матчу «Металлист» − «Карпаты» в сезоне 2007/2008.

Напомним, что в ФФУ поступили четыре просьбы о приглашении иностранных судей: «Шахтер» − на матч с «Динамо», запорожский «Металлург» − на матч с тем же «Динамо», «Карпаты» − на игру с «Таврией» и донецкий «Металлург» на финал Кубка Украины против той же «Таврии».

В ходе обсуждения этого вопроса, значившегося четвертым в повестке дня, первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко заявил, что приглашение зарубежных арбитров с юридической точки зрения невозможно, так как регламент запрещает подобное. Однако другой первый вице-президент − Александр Бандурко − перевел дискуссию из юридической в практическую плоскость, в результате чего члены исполкома (которых присутствовало 20 из 29) приняли компромиссное решение: разрешить в виде исключения пригласить иностранных судей для обслуживания матча 29-го тура чемпионата Украины «Шахтер» − «Динамо», который пройдет в Донецке 5 мая.

Сергей Стороженко был единственным, голосовавшим против этого решения. Но еще большее сопротивление харьковский вице-губернатор встретил, когда дело дошло до последнего пункта программы, касавшегося клуба, к которому Сергей Михайлович имеет прямое отношение,− «Металлиста». Речь шла о выводах комитета по этике и честной игре ФФУ относительно расследования возможных нарушений принципов fair-play в матче 26-го тура чемпионата Украины по футболу сезона 2007/2008 между командами «Металлист» и «Карпаты». Обсуждение этого вопроса проходило в закрытом режиме − прессу попросили удалиться, сославшись на рекомендации УЕФА при обсуждении подобных деликатных проблем.

Но еще раньше работники СМИ имели возможность отметить то обстоятельство, что в работе исполкома не принимали участия важные фигуры для обсуждения этого вопроса − вице-президент ФФУ Игорь Коломойский, отвечающий за работу с судьями, и глава комитета по этике и честной игре ФФУ Игорь Кочетов.

Первым из зала заседания вышел Сергей Стороженко, который заявил окружившим его журналистам: «Все, что творилось там − это произвол!». Немного успокоившись, господин Стороженко сообщил, что в ответ на просьбу предоставить ему слово члены исполкома единогласно проголосовали слова не давать. В итоге Стороженко в знак протеста покинул зал заседания и заявил журналистам, что такое происходит впервые за 14 лет и он не знает, как дальше сможет сотрудничать с Федерацией футбола.

После этого с представителями СМИ побеседовал президент ФФУ Григорий Суркис, сообщивший, что все материалы по данному вопросу будут переданы в комитет дисциплинарного контроля ФФУ для дальнейшего рассмотрения. Президент ФФУ также сказал, что болельщики и журналисты не смогут ознакомиться с решением комитета по этике, потому что это закрытая информация.

Напомним, что комитет по этике ФФУ пришел к выводу, что матч 24-го тура чемпионата Украины сезона 2007/2008 «Металлист» − «Карпаты» (4:0) был договорным, за что харьковский клуб может быть исключен из Премьер-лиги.

Пикантность ситуации заключается в том, что дело «Металлиста» совпало по времени с выступлением президента харьковского клуба Александра Ярославского с критикой братьев Суркисов в связи с судейскими решениями в ряде матчей с участием киевского «Динамо». Многие специалисты считают, что вопрос о договорном матче и возможных санкциях против «Металлиста» сегодня является способом воздействия на господина Ярославского.

Однако вчерашний демарш Сергея Стороженко − ближайшего сподвижника харьковского олигарха − показал, что до примирения далеко. И это значит, что Григорий Суркис теряет соратников и наживает противников, находясь в очень непростой ситуации. Ведь сегодня политическая, а во многом уже и футбольная власть в стране оказалась в руках давних оппонентов президента ФФУ, мечтающих о переменах в свою пользу.

+++

Иностранец решит судьбу «золота»

Андрей Танасюк

Блик

28.04.10

       На вчерашнем заседании Исполкома ФФУ было принято решение, что матч чемпионата украинской Премьер-лиги «Шахтер» − «Динамо», который состоится 5 мая в Донецке, проведет бригада судей из-за рубежа.

Напомним, что еще за несколько дней до заседания высшего органа управления украинским футболом президент национальной Федерации Григорий Суркис предложил эту идею, чтобы его не обвинили в который раз в административном давлении на наших судей.

После этого заявления Суркиса в Федерацию стали поступать письма от некоторых футбольных клубов с просьбами назначить судей-иностранцев также на матчи с их участием. Львовские «Карпаты» просили таковых на матч с «Таврией» (28-й тур), запорожский «Металлург» − на игру с «Динамо» (30-й тур), а донецкий «Металлург» − на финал Кубка Украины.

Рассмотрев все просьбы, исполком ФФУ принял только обращение донецкого «Шахтера», мотивируя это тем, что и киевское «Динамо» не возражает против того, чтобы 5 мая судил арбитр из-за рубежа. То есть инициатива обоюдная. Интересно, что из членов Исполкома только один − первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко − проголосовал против назначения иностранцев на игру «Шахтер» − «Динамо». Мол, надо делать исключение для всех, либо не менять правила по ходу игры.

Питание, перелет, плюс 2000 долларов

«Шахтеру», как принимающей стороне, придется оплачивать авиаперелет, питание и проживание иностранных рефери и еще их гонорар. Арбитры, ранее приезжавшие в Украину, получали столько же, сколько и их украинские коллеги. Официальный гонорар арбитра в высшем дивизионе − $2000 за игру.

Стороженко может уйти от Суркиса

Вчерашний Исполком Федерации комментировать факты о возможном договорном матче «Металлист» − «Карпаты» (в 2008 году харьковчане выиграли 4:0) наотрез отказался. Как объяснил президент ФФУ Григорий Суркис, эта информация закрыта, не разглашать подробности подобных дел рекомендует УЕФА. Правда, вице-президент ФФУ Сергей Стороженко остался недоволен тем, что Исполком отказался обсуждать эту тему. Выходя из зала, он сказал журналистам: «Все что творилось там − это произвол!». Теперь не исключено, что Стороженко может принять решение уйти из ФФУ. По крайней мере, заседание он покинул досрочно в знак протеста. А руководитель КДК Стефан Решко заявил, что сделает все возможное, чтобы принять решение по этому вопросу до начала следующего чемпионата.

+++

«Договорили» «Металлист» − у «Карпаты» опять засекретили

Юлия Мамойленко

Комсомольская правда в Украине

28.04.10

Во вторник ФФУ пригласила журналистов на заседание исполкома федерации, однако когда дело дошло до рассмотрения самого животрепещущего вопроса − доклада о результатах расследования матча «Карпаты» − «Металлист» (2008), который подозревают в нарушении принципов честной игры, прессу попросили покинуть зал заседаний.

О чем шла речь за закрытой дверь − неизвестно, однако прямо во время слушания этого вопроса зал досрочно покинул вице-президент ФФУ Сергей Стороженко, который не сдерживал эмоций:

− Это произвол! − только и бросил на ходу журналистам Стороженко.

Позже Сергей Михайлович объяснил, что члены исполкома не предоставили ему слово для выступления, хотя он буквально уговаривал и упрашивал всех это сделать.

Что касается результатов расследования скандального матча, то било принято решение по-прежнему не сообщать о них СМИ. Отказался пролить свет на происходящее и Стороженко:

− Я дал слово мужчини и слово члена исполкома, поэтому не могу комментировать эту тему.

+++

Такий неоднозначний виконком!

Олексій Комаровський

Український футбол

28.04.10

Основні питання, які розбиралися на останньому виконкомі ФФУ, − можливість запрошення іноземних арбітрів на матчі чемпіонату поточного сезону, відсторонення екс-президента ПФЛ Святослава Сироти від обов’язків члена виконкому ФФУ та розгляд ситуації стосовно скандального матчу сезону − 2007/2008 між «Карпатами» та «Металістом».

Рішення щодо іноземних арбітрів − нечесне і непрофесійне

Виконком ФФУ розглянув прохання деяких клубів прем'єр-ліги запросити на стрижневі матні вітчизняного чемпіонату іноземних арбітрів. Таких пропозицій виявилося п'ять: донецький «Шахтар» попросив іноземців на свій матч проти «Динамо», «Карпати» − на зустріч у рамках чемпіонату з «Таврією», запорізький «Металург» − на матч Із «Динамо» і, нарешті, донецький «Металург» − на фінальний поєдинок Кубка України з «Таврією».

Виконком ФФУ ухвалив: лише на матч «Шахтар» − «Динамо» призначити бригаду іноземних арбітрів (мотивуючи це тим, що команди борються за перше місце і пряму путівку до Ліги чемпіонів), а решті клубів − відмовити. Як назвати це рішення? Ми завжди говоримо про рівність для всіх без винятку учасників змагань. Тож треба й приймати однозначно: або для всіх, або жодному. До всього, просто дивно виглядала сама процедура голосування з цього питання: для матчу «Шахтар» − «Динамо» воно йшло окремо, а для всіх інших матчів (увага!) у пакеті. Допоки так ухвалюватимуться рішення, доти й у нас перше місце виборюватимуть лише дві команди.

Чому для «Динамо» перемога на «Донбас-Арені» справа честі?

Коли президент ФФУ Григорій Суркіс запитав на виконкомі ФФУ представника «Шахтаря», чи згоден він на те, щоб і «золотий матч» (якщо такий потрібно буде провести) обслуговували іноземні арбітри, представник донецького клубу зауважив: «Ми впевнені, що до «золотого матчу» справа не дійде». На місці гравців «Динамо» я лише б за такі слова вийшов на «Донбас-Арену», не жаліючи живота свого і покарав би суперників за таку самовпевненість. Так і хотілося відповісти словами маркіза де Сада з фільму «Перо маркіза де Сада»: «Не будьте такими самовпевненими».

Сироту звільнили без шуму

Екс-президента ПФЛ Святослава Сироти на самому засіданні не було. Як і не було ані дискусій, ані жодних виступів з цього приводу. Взяли довідома, що він не президент ПФЛ, і призупинили його повноваження члена виконкому ФФУ. Більше дискусій щодо цього не вестимемо і ми.

Це свавілля! Я звільняюся!

Найбільшого резонансу набуло питання щодо можливого договірного матчу «Карпати» − «Металіст». Ще б пак! Такого крутого питання давно у нашому футболі не розглядали.

Розділити його можна умовно на дві частини: перша − справа вкрилася ще більшими таємницями і стала ще більш заплутаною, і друга − цілком можливо, внесла серйозний розкол у керівництво ФФУ.

Перший ляпас: уся процедура обговорення питання − за зачиненими дверима. Отже, є що приховувати, а можновладцям на пресу, вболівальників і громадськість начхати. Другий: куці коментарі або відмова в них з боку учасників виконкому після обговорення. Журналістів навіть не удостоїли честі оголосити їм, що всі матеріали з цього питання передаються до Контрольно-дисциплінарного комітету ФФУ, який розпочне повністю з нуля розслідування і тільки вже тоді оголосить свій вердикт все це «трударям пера і мікрофона» довелося ледве не з силою вибивати з очільників нашого футболу. На більш-менш нормальний коментар зголосився лише президент ФФУ Григорій Суркіс, але й він, посилаючись на конфіденційність, обмежився лише загальними фразами на кшталт того, що хоче знайти істину, в усьому розібратися, провести всебічне розслідування і, врешті-решт, поставити в цій ситуації крапку.

Та все ж без подій не обійшлося. нашу журналістську жагу до чогось надзвичайного того дня втамували.

Почалося все з того, що з-за зачинених дверей не вийшов, а вибіг віце-президент ФФУ Сергій Стороженко і голосно вигукнув: «Усе, що відбувається за цими дверима, − свавілля!». Пізніше, коли все ж таки журналісти дочекалися його і обступили, Сергій Михайлович повідомив таке: «Я дав слово, що все, що відбувалося за цими дверима, я для преси не повідомлю. Але я був вражений, що на моє прохання надати слово члену виконкому, першому віце-президенту ФФУ, мене позбавили слова. Тому я змушений був залишити зал на знак протесту. Я не сприймаю диктату і не ухвалюю рішень, які були, мабуть, заздалегідь погоджені з усіма членами виконкому. Жоден учасник не підтримав мене. 14 років я працюю з цими людьми...Ось така демократія у виконкомі ФФУ. Не знаю, як я зможу надалі співпрацювати з цією федерацією на посаді віце-президента ФФУ. Той сценарій, який зараз реалізувався, мене не влаштовує. Законність або є, або її немає. Все життя я був переконаний, що несу законність, а тут мене позбавили слова».

Залишається лише здогадуватися, що могло бути за дверима. Зрозуміло тільки, що все може закінчитися дуже непросто. Чекаємо тепер на рішення КДК ФФУ. Та й то, навіть якщо дисциплінарний комітет і застосує якісь санкції, ми про них зможемо дізнатися лише від клубів − учасників процесу, якщо вони самі того забажають. Такі правила.

У цій ситуації я не розумію лише одного: як може КДК ФФУ бути кінцевою інстанцією, якщо цей комітет був зав'язаний у цьому скандалі − згадайте, на рівні ситуації з достроковим розірванням контракту між Володимиром Федорівим, якого президент «Карпат» запідозрив у здачі матчу, і «Карпатами». Ті самі люди, які брали участь у вирішенні таких неоднозначних конфліктів, будуть розслідувати цю справу?

Та все ж побачимо, що буде далі. А далі − неодмінно буде.

+++

Моніторинг телеефіру

Вівторок − середа, 27-28.04.10 (запис)

 

 

1. Телеканал «СТБ»

 

Програма «Вікна спорт», 28.04.10, 00:45

 

1) Ведуча: «Ледь не скандалом завершилося сьогоднішнє засідання Виконкому ФФУ. На порядку денному було кілька важливих питань. Сьогодні остаточно вирішили, що матч 29 туру ПЛ «Шахтар» − «Динамо» обслуговуватиме іноземна бригада арбітрів. Але більше сколихнув розгляд так званого договірного матчу між «Металістом» та «Карпатами». Вирішили не оприлюднювати результатів розслідування і далі цією справою займатимуться в КДК ФФУ. Найбільш обурений був перший віце-президент ФФУ С. Стороженко. Він вийшов із залу засідань зі сльозами на очах на знак протесту проти свавілля. За словами Стороженка, члени Виконкому не дали йому змоги висловити свою думку».

 

С. Стороженко, перший віце-президент ФФУ (в/к): «Я не сприймаю диктату і не сприймаю рішень, які заздалегідь були узгоджені, напевно, з усіма членами Виконкому. Я просто вражений такою образою, яка мені сьогодні нанесена, що жоден член Виконкому не проголосував за те, щоб дати мені виступити».

 

Г. Суркіс, президент ФФУ (в/к): «По процедуре мы просто должны были заслушать, и автоматически это переходит на рассмотрение КДК. Господин Стороженко хотел открыть дебаты, господин Бандурко предложил эти дебаты не открывать, потому что мы, может быть, и не закончили б это до завтрашнего утра. Собственно говоря, мы проголосовали, и господин Стороженко имеет право думать о том, что демократическая процедура − она демократическая до того момента, пока проголосована». 

 

+++

2. Телерадіокомпанія «Україна»

 

Програма «События спорт», 28.04.10, 03:50

 

1) Автор сюжету: «Іноземних арбітрів на ключових матчах Чемпіонату України з футболу не буде. Таке рішення Виконкому ФФУ, що відбувся у середу. Виключення складе матч «Шахтар» − «Динамо», що пройде 5 травня в Донецьку. У цьому випадку, всі витрати по організації і прийому делегації бере на себе донецький клуб».

 

О. Бандурко, перший віце-президент ФФУ (в/к): «Я проголосую за то, чтобы этот матч, практически, за первое-второе место, с учетом перспектив золотого матча, судил иностранец. Давайте пригласим, раз у нас нет пророка в своем пока Отечестве».

 

Автор сюжету: «До речі, якщо для виявлення чемпіона України знадобиться золотий матч, що при необхідності відбудеться 19 травня, на цю зустріч також буде запрошена іноземна бригада арбітрів». 

 

+++

3. Телеканал «Новий канал»

 

Програма «Спорт репортер», 28.04.10, 00:55

 

1) Ведучий: «Іноземним арбітрам − «Так». Щоправда, лишень на матч «Шахтар» − «Динамо», який відбудеться 5 травня у Донецьку. Прохання інших команд Виконком ФФУ відхилив. У випадку, якщо для визначення чемпіона України з футболу цього року знадобиться золотий матч, його теж обслуговуватиме іноземна бригада арбітрів». 

 

+++

 

4. Телерадіокомпанія «Київ»

 

Програма «СТН спорт», 27.04.10, 21:25

 

1) Ведучий: «Головний матч сезону між донецьким «Шахтарем» та київським «Динамо», який відбудеться 5 травня на «Донбас-Арені», розсудить іноземна бригада арбітрів. Таке рішення ухвалив Виконком ФФУ. За словами президента ФФУ Г. Суркіса, запрошення іноземців стане винятком з Регламенту чемпіонату. Також закордонних суддів можна буде запросити і на золотий поєдинок, звісно, якщо кияни наздоженуть «гірників». Додамо − ані «Динамо», ані «Шахтар» не заперечували проти такого рішення». 

 

+++          

5. Телеканал «Перший національний»

 

Програма «Світ спорту», 27.04.10, 17:45

 

1) Автор сюжету: «Поєдинок передостаннього туру УПЛ «Шахтар» − «Динамо» 5 травня обслуговуватиме закордонна бригада суддів. Таке рішення було прийнято на засіданні Виконкому ФФУ.

 

Г. Суркіс, президент ФФУ (в/к): «Два клуба − «Шахтер» и «Динамо» не возражают против инициативы «Шахтера» в матче 5 числа привлечь иностранных арбитров. Точка».

 

Автор сюжету: «Призначити іноземного арбітра і на фінальний матч Кубка України, в якому 16 травня в Харкові зустрінуться донецький «Металург» та сімферопольська «Таврія» пропонували представники донецького клубу, однак їм Виконком відмовив. Найбільше суперечок виникло навколо питання щодо матчу «Металіст» − «Карпати» ще 2008 року, який Комітет чесної гри ФФУ визнав договірним. Щоправда, журналістів під час сьогоднішнього обговорення попросили залишити приміщення. Після завершення Виконкому Г. Суркіс повідомив, що питання вимагає більш детального вивчення, а тому звинувачувати клуби в нечесній грі ще зарано».

С. Стороженко, перший віце-президент ФФУ (в/к): «Дуже коротко шановні. Хочу відразу сказати, що я пов'язаний чоловічим словом, і словом члена Виконкому, і не можу давати будь-яких інтерв'ю щодо розгляду останнього питання порядку денного, яке було закритим для ЗМІ. Тому заздалегідь прошу вас не ставити мені питання з даного приводу − коментувати цю тему я не буду».   

 

+++

 

6. Телеканал «Спорт 1»

 

Програма «Спортінформ», 27.04.10, 17:05, 21:05 (повтор випуску)

 

1) Автор сюжету: «Динамо» та «Шахтар» − особливі клуби в українському футболі. Це лише підтвердив черговий Виконком ФФУ. Наступний матч двох грандів у ПЛ обслуговуватиме іноземна бригада арбітрів. Виняток зроблять лише для мегапоєдинку «Шахтаря» і «Динамо» у передостанньому турі чемпіонату − 5 травня на «Донбас-Арені», що, до речі, суперечить Регламенту першості України. А якщо ж головним претендентам знадобиться золотий матч, то на нього також запросять рефері з-за кордону».

 

Г. Суркіс, президент ФФУ (в/к): «Два клуба − «Шахтер» и «Динамо» не возражают против инициативы «Шахтера» в матче 5 числа привлечь иностранных арбитров. Точка. Второе. Оба клуба, если бы даже это было в Регламенте, не возражают. У нас нет этого в Регламенте, мы говорим об исключении».

 

Автор сюжету: «На відмінну від грандів, призначити на інші матчі чемпіонату, зокрема,  «Карпати» − «Таврія», «Динамо» − «Металург» (З), а також на фінальний поєдинок за Кубок України, Виконком відмовився». 

        

+++

 

ПАСПОРТ АЛИЕВА ПРИЗНАН ПОДЛИННЬІМ

Александр Просветов

Спорт − Экспресс в Украине

28.04.10

ФУТБОЛ. Федеральная миграционная служба России проверила российский паспорт Александра Алиева и пришла к заключению, что этот документ был выдан полузащитнику «Локомотива» на законных основаниях. Об этом она вчера официально уведомила директора по безопасности РФПЛ Александра Мейтина, которому неделю назад на внутреннем совещании лиги было поручено возглавить совместную с РФС комиссию по изучению обстоятельств получения Алиевым паспорта гражданина Российской Федерации. «Все вопросы по игроку «Локомотива» сняты, − сказал Мейтин корреспонденту «СЭ». − Он может участвовать в чемпионате России в качестве гражданина нашей страны».

+++

У Алиева останется два паспорта

Блик

28.04.10

Федеральная миграционная служба России провела проверку российского паспорта  Александра Алиева и пришла к заключению, что этот документ был выдан полузащитнику «Локомотива» на законных основаниях. Об этом она официально уведомила директора по безопасности РФПЛ Александра Мейтина. «Алиев говорил, что у него нет российского паспорта, потому что было определенное давление в прессе с украинской стороны, − говорит президент «Локомотива»  Николай Наумов.− А когда

украинские футбольные власти обратились к ФИФА она сказала: нет вопросов, Алиев имеет право играть за Украину. И тогда он, конечно успокоился».

+++

«Металлист» изгоняют в первую лигу?

Atn.kharkov.ua, liga.net, gazeta.ua, turnir.com.ua, news.kh.ua

28.04.10

Первый вице-президент Федерации Футбола Украины (ФФУ) Сергей Стороженко сегодня дал экстренную пресс-конференцию, на которой заявил, что, по его мнению, решение КДК ФФУ предопределено − «Металлист» и «Карпаты» будут отправлены в 1-ю лигу

Накануне в Киеве состоялось заседание исполкома ФФУ, на котором одним из вопросов рассматривалась ситуация вокруг матча сезона 2007/2008 между харьковским «Металлистом» и львовскими «Карпатами». Напомним, тот поединок завершился со счетом 4:0 в пользу «Металлиста». Впоследствии возникли подозрения, что матч носил договорной характер.

На вчерашнем заседании исполкома ФФУ был заслушан доклад заместителя главы комитета по этике и честной игре, после чего членам исполкома было отказано в дебатах по докладу. Сергей Стороженко, не получив слова, посчитал это нарушением регламента и в знак протеста покинул заседание исполкома.

На сегодняшней пресс-конференции Стороженко заявил, что не исключает собственной отставки и уже забрал свою рубашку из шкафа в своем кабинете в ФФУ.

Что касается рассмотрения ситуации с матчем «Металлист» − «Карпаты», то материалы переданы в Контрольно-дисциплинарный комитет ФФУ. По словам Стороженко, решение, которое примет КДК ФФУ, «не будет отвечать интересам клубного футбола».

На просьбу корреспондента АТН смоделировать дальнейшее развитие событий, Стороженко сказал, что если «Металлист» будет отправлен в первую лигу, то придется апеллировать во все футбольные и нефутбольные инстанции.

Отметим, что Харьковская областная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела по матчу «Металлист» − «Карпаты».

+++

«Сначала − за родину!..»

Валерий Новобранец

Команда

28.04.10

Григорий Суркис считает, что мы потихоньку стали забывать значение слова «патриотизм»

Во вчерашнем номере мы ознакомили вас с пресс-конференцией Григория СУРКИСА, посвященной третьей годовщине победы заявки Украины и Польши в тендере на Евро-2012. Но в ходе двухчасового общения с президентом ФФУ журналисты затрагивали и другие актуальные темы. В частности, ситуацию с дополнительным финансированием сборной, а также вопрос, почему Мирон Маркевич после назначения на пост главного тренера национальной команды не сразу подписал контракт с федерацией.

− Григорий Михайлович, президент «Металлиста» Александр Ярославский и президент «Шахтера» Ринат Ахметов публично заявили, что они готовы выступить спонсорами подготовки сборной, при этом, правда, требуя финансовую документацию ее деятельности. Считаете ли вы уместной такую просьбу или требование?

«Мы договариваемся, что к нам приедут команды уровня сборных Бразилии и Аргентины»

− Если говорить честно − это еще одно абсурдное предложение со стороны господина Ярославского, подхваченное другими. Что такое бюджет сборной? У нас в ФФУ нет отдельного бюджета национальной команды. Более того, его не может существовать на ближайшие два года априори. Я объясню почему. До ноября 2011 − го нам предстоит сыграть порядка 20-ти товарищеских матчей. Мы сегодня подбираем в том числе таких соперников, как Аргентина, Бразилия, —все это коммерческие поединки, и национальная ассоциация должна будет заплатить ассоциациям этих стран за то, что их сборные приедут к нам. Речь идет не о десяти, не о ста тысячах долларов, а о миллионах.

А что такое бюджет национальной команды? Он состоит из целого ряда статей. Среди прочего это проживание (собственно гостиницы и базы, где футболисты готовятся), питание, экипировка, фармакология, перелет к месту проведения сборов, чартерные рейсы на матчи (это касается поединков у нас в стране и за границей).

Счета, которые нам выставляют, мы оплачиваем. Или ФФУ, или наш эксклюзивный агент− УФИ. Зарплаты выплачивает федерация, и перед каждым матчем, а в отборочных циклах это было перед стартом турнира, мы господам Блохину и Михайличенко давали четкие ориентиры: «Вот бонусная сетка движения по турнирной таблице. 50% от этой суммы вы получаете после каждого поединка, остальное—после выполнения поставленной задачи».

К примеру, на матч со сборной Англии премия была 750000 долларов. Мы победили, и команда получила половину от этой суммы. Но общая задача выполнена не была, а ведь в случае выхода в финальную часть чемпионата мира сборной полагалось порядка четырех миллионов долларов, которые Суркис, кстати, вынул бы из своего кармана. Нет таких денег у ФФУ!

Вы мне скажите, а что, деньги пахнут? Какая разница—они Ахметову принадлежат. Ярославскому или Суркису? Я вполне справлялся с проблемами, связанными с мотивацией национальной команды, самостоятельно. Кого я брал в партнеры − это уже мое дело. Например, господин Коломойский после выхода Украины на ЧМ-2006 выразил пожелание профинансировать бонусную систему сборной, которая, если бы мы пробились в финал, составляла порядка 23—24 миллионов долларов, а если бы выиграли решающий матч − 30. Ребята по этой системе заработали восемь с половиной миллионов. Я к этим деньгам не прикоснулся, за что мне отчитываться? Коломойский с Блохиным до начала турнира сели, четко расписали: поединок в группе—столько-то денег, выход из группы—столько-то, матч в 1/8 финала − столько-то... Блохин своей рукой поставил напротив каждого игрока, менеджера, тренера суммы, Игорь Валерьевич их подкорректировал и перечислил деньги. Что мешает сегодня господам Ахметову и Ярославскому (и я об этом сказал Маркевичу) сделать примерно то же самое? А я не стоял в очереди за тем, чтобы кто-то дал милостыню, и никогда стоять не буду.

Если кто-то из известных в стране людей хочет дополнительно стимулировать футболистов сборной—милости просим. Только я подчеркиваю − стимулировать в товарищеских поединках. Я считаю, что эти товарищеские поединки для нас как официальные, но финансовый стимул − это 10%, а 90% − это желание играть за свою национальную команду. Вы прикажете сегодня тем, кого Маркевич впервые привлекает, с первой же игры против Литвы платить заоблачные премиальные только за то, что их вызвали в сборную? А может, пусть они еще докажут свою профпригодность?..

Удивительно, что некоторые люди не хотят понять предмета обсуждения. Я работал с Лобановским, Сабо, Буряком, Блохиным, который дал наивысший результат с национальной командой. Я работал с  Михайличенко, я работал, наконец, с наиболее успешным пока украинским тренером − Калитвинцевым (он единственный, кто выиграл чемпионат, пусть и на юниорском уровне). Не было никаких проблем. Все знали до начала турнира, за что сражаемся. В принципе, понятно,—за родину! Ну и немножко за деньги. Именно так, а не наоборот!

Так я не понимаю − что непрозрачно? Ежегодно, кстати, в отличие от ПФЛ и Премьер-лиги на конгрессах мы раздаем буклеты. Там есть размеры наших затрат по всем сборным. Эти данные проходят налоговую инспекцию и так далее. Я откровенно говорю − я являюсь основным спонсором мотивационных процессов, связанных с национальной командой. Хочу − выплачиваю, хочу− нет Это мои деньги! Перед кем и за что я должен отчитываться? Я должен объяснять, почему за матч против Литвы я дал, скажем, 100 долларов, а не 200? Пусть Маркевич скажет президенту «Металлиста», что Суркис занизил премиальные за встречу с литовцами, и тогда Ярославский может добавить, а я об этом могу и не знать.

—А почему контракт с наставником сборной был подписан позже, и действительно ли в нем был пункт, согласно которому Мирон Маркевич должен выиграть Евро-2012?

—Я задам вам встречный вопрос. А что, Маркевичу надо было поставить задачу НЕ выиграть чемпионат Европы? Когда в следующий раз исполком будет принимать решение, мы обязательно будем говорить тренеру: для того, чтобы ты подписал соглашение и у тебя ничего не было в голове (а то ты еще, не дай бог, откажешься), знай − мы от тебя не требуем, чтобы ты что-то выиграл. И вообще—иди работай себе просто так... Так вот, с первого дня, с первой моей беседы с господином Маркевичем была поставлена задача—выиграть Евро-2012.

Точно так же, как за полтора месяца до Евро-2009 (U-19) в Донецке, когда Мороза заменил Калитвинцев, я сказал ему: «У тебя есть только одна задача − выиграть чемпионат». При этом он не подписывал вообще никакого контракта. Да, мотивация там была. И его персональная, и команды. Но вот желающих спонсировать не было. Но мы выиграли то первенство, и потом не было никакого пиара. Я вообще не люблю пиариться. А что пиарить? Собственную работу?

Кто-то может задать вопрос: «А что вообще федерация сделала за эти годы?» Так я вам скажу. Вот, например, Дом футбола построили, в который не стыдно сегодня пригласить любых гостей, так как второго такого в Европе нет Созданы все условия для работы, в том числе и для Местного организационного комитета Евро-2012—команда Лубкивского только недавно переехала в другой офис.

Мы впервые в своей истории попали на мундиаль, вошли в восьмерку лучших команд мира. Молодежная сборная, возглавляемая Михайличенко, в 2006 году заняла второе место на чемпионате Европы. Мы выиграли Евро-2009 (U-91), перед этим впервые получив право провести его у себя. Мы одна из семи стран (наряду с Англией, Германией, Голландией), которая в Конвенции массового футбола УЕФА занимает почетное место, имея в своем активе шесть звезд − это высшая оценка деятельности национальной ассоциации в массовом футболе.

Я уж не говорю о нашем студенческом футболе (успехах на Универсиаде), о том, что впервые прорвались на чемпионат Европы наши женщины. Можно еще вспоминать...

Но нельзя сегодня улететь в космос, не имея ракеты. Просто невозможно. То есть все эти почти 10лет, что я возглавляю национальную федерацию, я считал, что выполняю функцию, которую и должен был на себя взять. Я создал коллектив, который сегодня работает Это люди, на мой взгляд, высочайшей порядочности, которые любят футбол, которые отдавали жизнь, в том числе и на футбольных полях, как игроки, как тренеры, как арбитры, которые сегодня продолжают служить футболу. И когда идет речь о том, какую задачу вы поставите тренеру, − о чем тут можно говорить?.. Блохин пришел и сразу, даже не зная еще состава отборочной группы, заявил, что попадет на чемпионат мира с первого места. Он поднял планку. А как можно в родной стране участвовать в финальной стадии турнира и не ставить цели сыграть в решающем матче на красавце «Олимпийском»? Сказать, что, мол, ребята, мы выходим на поле по олимпийскому принципу− важна не победа, а участие?

И что я должен отвечать, когда Ярославский, какой бы он ни был умный, заявляет, что нет такого тренера, который бы подписал контракт о том, что надо выиграть чемпионат Европы? Да не нужно и подписывать такой контракт Сам наставник должен стремиться его выиграть! Он, как Блохин, должен привить психологию победителей и футболистам, и поклонникам сборной! Думаю, Мирон Богданович это понимает. Ведь не случайно он сказал, что не надо садиться в сани, если ты не готов ими управлять.

А все остальное, что было устроено вокруг этого вопроса,− это проблема не Маркевича и не Суркиса, а тех людей, которые хотели втянуть ФФУ, ее президента и главного тренера национальной команды в конфликт и манипулировали общественным мнением, создавая впечатление, что не все нормально. В то время как Маркевич, как я уже говорил, не работая ни одного дня в феврале месяце, получил заработную плату.

Не хотел бы продолжать эту тему, поскольку, возможно, я скажу какое-то слово или кто-то где-то поставит запятую, и это вызовет истерику у людей, которые будут за Маркевича писать какие-то манифесты-протесты против Суркиса, который, как это было совсем недавно, высказал свою точку зрения относительно какого-то события, состоявшегося задолго до того момента, как Маркевич был назначен наставником сборной. Маразм, абсурд. Но это и есть пропаганда. Это и есть на сегодняшний день злоупотребление массмедийным ресурсом для того, чтобы вести, как говорят, «в оману первичного громадянина, незалежно від того, чи він полюбляе футбол, чи не полюбляе».

У меня сегодня есть одна проблема —это мои родители, которым на двоих в этом году исполнится 175 лет А все остальное от меня отлетает, как от железобетонного забора. Потому что с подлостью я сталкивался и в 20, и в 30, и в 40, ив 50, и в 60 лет И сегодня у меня иммунитет на подлость. Считайте, что я в бронежилете. Единственная точка, в которую попадают стрелы моих оппонентов (назовем их так, мирно), − мое сердце, начинающее биться в ненормальном режиме, когда я слышу звонок от моего отца, который после очередной информации, не имеющей ничего общего с правдой, говорит: «Как дела, сынок?». А я отвечаю: «Папа, ты попроще, переходи сразу к делу—что смотрел, что читал?» А папе 91-й год, и он несколько недель тому назад перенес операцию на сердце.

Хочу вам сказать следующее: я в здравом уме, в нормальном психологическом состоянии. Кто-то, видимо, рассчитывал меня выбить из колеи, чтобы подумали, что я «зашатался». Но я в своих ценностях, которые у меня есть в жизни, никогда не разочаруюсь. Это культ семьи, любовь к своим друзьям, соратникам и стране, которой я буду и дальше служить ровно столько, сколько мне будут позволять мои моральные стимулы.

«Неужели нам надо было поставить Маркевичу задачу НЕ выиграть Евро-2012?»

Я как-то задал вопрос господину Колесникову: «Борис Викторович, скажите мне, пожалуйста, у вас есть какие-то сведения, что Суркис на протяжении вот этого времени попытался, условно, заглянуть своими интересами во что-либо, касающееся подготовки к Евро-2012?» Ответ вице-премьера был таков: «Нет, если бы было—мы бы знали». Мое отношение, отношение взрослого состоявшегося и состоятельного человека, и заключается, в отличие от некоторых, в одном простом постулате: если моя роль в обустройстве этой страны как цивилизованной, европейской будет признана (когда я буду уже где-то там, на небесах), значит, я не зря занимался своим делом.

Я не борюсь, чтобы сегодня мне кто-то вешал какие-то награды и т.п. Я человек с вполне нормальной психикой, который считает, что служить своей стране− самое почетное, что может быть у каждой личности с нормальными мозгами, нормальным образованием, выросшей в нормальной семье и имеющей какие-то моральные принципы. Я не буду срываться, как мои оппоненты, на фальцет.

Может, мы уже отвыкли от слова «патриотизм»? Но я по-прежнему как человек, выросший в Советском Союзе, говорю: я считаю себя приверженцем системы, в которой патриотизм поощрялся. Хотя бы признанием того, что ты нормальный человек, который хочет сделать что-то хорошее для страны.

Я думаю, что ничего плохого я не делаю. Если у вас есть дети − я сегодня работаю не только на своих детей и внуков, но и на вашу семью, ваших детей. Они будут пользоваться всей той инфраструктурой, которая останется после Евро-2012. Ведь все признают, что никогда в этой стране не начали бы так быстро осуществляться инфраструктурные проекты, если бы мы не выиграли тендер на проведение чемпионата. Вот и все. Все очень просто.

А постоянно вариться в какой-то агрессивной среде, которая не дает никакого прогресса, а дает регресс, в том числе и в проекте Евро-2012, на-до-е-ло.

Підписатися на новини