Резонанс

Сергей МОРОЗОВ: «Мы отстаем на два года в создании сборной для Евро-2012»

Константин Николаев

Киевский телеграф

09 − 15.04.10

Один из лучших футбольных специалистов страны, заслуженный тренер Украины Сергей Юрьевич Морозов в беседе с нашим спортивным обозревателем откровенно поделился своими мыслями о ситуации не только в нашем футболе, но и в мировом. О тех тенденциях, которые в нем происходят. Суждения его резки и, на первый взгляд, парадоксальны. Но только на первый. Впрочем, судите сами.

Не кажется ли вам, что определенные неудачи Мирона Маркевича на посту наставника «Металлиста» могут привести к тому, что многие будут сомневаться в его способности руководить сборной страны?

— Не кажется. Он достаточно емкий человек, который умеет выбирать главное. Я имею в виду, что большую часть своей энергетики, не в обиду руководителям «Металлиста», он будет направлять на сборную. Мне почему-то кажется, что стать тренером национальной сборной было мечтой Маркевича, он этого добился, и поэтому его основной акцент будет сделан на сборную. Это во-первых. А во-вторых, я не думаю, что «Металлист», так сказать, может «завалиться». Все-таки уровень игроков команды и инфраструктуры клуба не позволит этого. И что значит «завалиться»? Не попасть в еврокубки? Думаю, что этого не произойдет. У команды достаточный запас прочности, чтобы этого не сделать.

То есть вы не придерживаетесь той точки зрения, что лучше было бы дождаться чемпионата мира и выбрать одного из тренеров-иностранцев, которые обязательно уйдут в отставку из своих сборных по его окончании?

— Насколько я понимаю, иностранного тренера, пусть и завуалированно, Федерация футбола Украины (ФФУ) постоянно отвергает. Ей невыгоден иностранный тренер с точки зрения управления им. Кстати, думаю, что с назначением Маркевича у ФФУ в этом плане произошла ошибка. Зная Мирона Богдановича уже больше 30 лет, мне трудно представить, как им можно манипулировать. По-моему, вся его тренерская биография доказывает обратное. С точки зрения подбора футболистов в команду, построения ее игры и т. д. это абсолютно самодостаточная единица. Управлять им практически невозможно. Он человек харизматичный.

Хватит ли его харизмы, чтобы в случае неудач, пресса со стороны прессы, ФФУ или так называемой футбольной общественности (до сих пор не понимаю, что скрывается под этим словосочетанием) самому подать в отставку? Прецедентов таких, насколько я помню, в истории нашей сборной еще не было…

— Любого человека можно придавить психологически. Но сейчас, когда произошла такая «пересменка», то есть от руководства сборной впервые отошли люди, которые в свое время возглавляли киевское «Динамо», думаю, болельщики хотя бы по этой причине первые шероховатости в работе Маркевича простят. Уверен, общественность поддерживает Мирона Богдановича.

А вас не удивляет тот факт, что члены исполкома ФФУ с поразительным единодушием голосовали и за Блохина, и за Михайличенко, и теперь вот за Маркевича? Неужели у людей нет своего мнения?

— Это меня уже давно не удивляет. Я отношусь к этому с юмором. И комментировать здесь особо нечего: царь сказал, бояре подписали (смеется). А если серьезно, то приватизация футбола целой страны одним человеком ни к чему хорошему не приведет.

Это говорит о ручном управлении футболом?

— Это говорит даже о большем: о попытке приватизировать его одним человеком или группой лиц. Возьмите любую из развитых футбольных стран: Италия, Германия, Франция, Испания. Вы такого нигде не встретите. Даже в России такое невозможно. А в Украине почему-то получается…

А Колосков, возглавлявший более 20 лет советский футбол, не приватизировал его?

— Нет, он приватизировал бизнес от советского футбола. У него целая группа тренеров, профессиональные качества которых оставляют желать лучшего, просто ходили по кругу. Поэтому российский футбол и провалился при его правлении.

Вы считаете, что при Мутко он поднялся?

— О том периоде, когда он находился в должности руководителя РФС, вряд ли можно сделать какие-то серьезные выводы. А вообще, мое мнение таково: не нужно изобретать велосипед, руководить футболом должны бывшие игроки. Знаковые игроки. У нас таким человеком мог бы быть Олег Блохин, например. Или другие известные игроки «Динамо». Кстати, не обязательно этот человек должен быть из «Динамо». У нас много достойных людей из «Шахтера», «Днепра»… А вот замами у них могут быть люди бизнеса, которые не понаслышке знают, что такое маркетинг и т. п.

Но как же им пробиться сквозь частокол «динамовских сердец»?

— Маркевич же пробился!

Как бы он не надорвался! Просил матчи с участием «Металлиста» проводить на день раньше остальных игр тура, чтобы успеть посмотреть футболистов других команд…

— Все это, конечно, здоровья Мирону Богдановичу не прибавит. Насколько я знаю, после первого матча с «Карпатами» (после своего назначения на пост главного тренера сборной) он отправился в Днепропетровск смотреть местных игроков. И так — после каждого тура.

Михайличенко, будучи более свободным человеком, тоже привлекал поначалу и Голайдо из «Таврии», и Кравченко из «Ворсклы», и многих других. А в итоге все закончилось как закончилось: фактически в сборной оказались только «горняки» (в обороне) и «динамовцы» (в атаке)…

— Это связано исключительно с видением игры Михайличенко. Если мне не изменяет память, за время своего руководства он перепробовал около 40 человек. Скажите, можно с таким количеством футболистов за такой короткий промежуток времени наиграть какие-либо тактические варианты ведения игры? Люди-то все время меняются. Если есть костяк, то это можно делать, а если его нет? Зная стиль работы Маркевича, думаю, он прежде всего создаст группу из 14—15 человек, которые и будут определять стратегию команды. Остальные игроки будут вызываться для просмотра или решения тактических задач. Когда я говорю о 14—15 игроках, предполагаю, что необязательно это будут известные футболисты. Это будет его видение модели данной позиции. Я думаю, это перспективный путь развития сборной. Отличие этой методики, например, от тактики Михайличенко — в том, что тот брал в команду игроков, которые неплохо сыграли три-четыре турнира в чемпионате перед игрой сборной. По каким критериям он это делал, было известно только ему самому. Я предполагаю, что из соображений исключительно функциональной готовности. А вот объединить их общей тактикой ему так и не удалось.

Да, Рыкуна было трудно себе представить в сборной Михайличенко…

— И не только Рыкуна. Оба Кравченко так и не заиграли в ней. То есть более-менее конструктивным игрокам не нашлось в ней места. Зато, например, был Шевченко, который, несмотря на свое, мягко говоря, не совсем хорошее функциональное состояние, регулярно получал место в основном составе. И только потому, что это Шевченко. На мой взгляд, в этом есть момент управления Алексеем Михайличенко, то есть то, о чем мы с вами говорили в начале беседы.

После ухода Кравченко и Алиева в «Динамо» остался аж один конструктивный игрок — Нинкович. Понятно, что Газзаев именно так видит игру своей команды. Я не хочу сейчас говорить, что тем самым значительно снижается гибкость тактических схем. Я о другом: что будет, когда Газзаев уйдет из «Динамо»? Новому тренеру придется вновь перестраивать игру, говорить, что он строит новую команду. И так до бесконечности…

— Я начну с того, что после Лобановского «Динамо» металось из стороны в сторону. Сначала, если помните, была идея продолжить дело Валерия Васильевича. Но ведь только он знал, как реально это можно сделать. Остальные лишь догадывались. Потом был бразильский период. Последние года два «Динамо» играет, образно говоря, в… российской Премьер-лиге. И Семин, и Газзаев обжились в ней, и все свои идеи, которые были хороши именно для нее, переносят в наши реалии. Я не скажу, хорошо это или плохо, просто в Украине это пока работает с учетом «братства, дружбы и взаимопомощи», которые царят в нашем чемпионате. А вот в Европе это уже не получается. Вот в этом и проблема. И гордиться тем, что мы просто попадаем в групповой турнир Лиги чемпионов, стыдно. С теми бюджетами, амбициями, которые есть у «Динамо», нужно выходить в 1/8 финала. Причем делать это регулярно. И это должно быть предметом гордости, а не то, что мы в очередной раз не вышли из группы, хотя и мужественно боролись в ней. Газзаеву так и не удалось во главе ЦСКА выйти из группы. Почему же мы думаем, что ему это удастся в Киеве? Признаюсь, «Динамо» Семина было мне более симпатично, чем «Динамо» Газзаева. А вообще, дело не в Семине или Газзаеве, а в том, что нынешнее киевское «Динамо» — это клуб по интересам…

В «Зените» Адвокаата сменил не доморощенный спец, хотя такой соблазн был, а Спалетти — человек, который знает вкус больших побед.

— Россия не торопится, она идет эволюционным путем. Но она может себе это позволить. Ибо ее материальные ресурсы несопоставимы с нашими. Сейчас принято сравнивать наш футбол и российский. Я скажу о судействе. Не буду говорить, что оно лучше или хуже, меня другой аспект интересует — в России есть шесть-семь команд, матчи между которыми арбитры просто не могут судить непорядочно. Не небезошибочно, а просто непорядочно. Там шесть-семь клубов на равных могут претендовать на роль чемпиона страны. У нас же таких клубов только два. И приближаются еще два-три клуба. Вот и думайте…

Вопрос об одном из таких вот «приближающихся» — о «Днепре». Вам не кажется, что нынешний его тренер Владимир Бессонов не отвечает уровню игроков, которые в нем собраны?

— С «Днепром» справился только Кучеревский, которого уже нет с нами. После Мефодиевича был Протасов, теперь Бессонов, и, как видим, ни тот, ни другой не справились. Можно списать это на недостаток тренерской квалификации не столько для подбора игроков, сколько для уровня задач, которые стоят перед клубом. Но проблема не только в этом, а и в том, что клуб никак не определится со стратегией своего развития. Руководство «Днепра» должно само решить, чего оно хочет. И именно в этом, а не в игроках и тренерах, на мой взгляд, проблема днепропетровской команды.

А киевский «Арсенал» — это футбольный клуб или проект?

— Это не проект и не клуб, это просто любительская команда — любители поиграть в футбол, потренировать, поруководить.

Вячеслав Грозный — бизнесмен или тренер?

— Это человек коммерческого проекта, который он никогда не реализует, потому что, как я считаю, он дилетант в футболе.

В наших клубах существует тоталитарная система взаимоотношений в цепочке «президент клуба — спортивный директор — главный тренер»?

— Насколько я знаю, тоталитаризма нет только в «Шахтере» и «Металлисте». Там Ахметов и Ярославский занимаются своим делом, Палкин с Красниковым — своим, а Луческу с Маркевичем — своим. В остальных же командах, насколько мне известно, существуют проблемы. Там доходит до того, что президент указывает тренеру, кого ставить в состав на следующую игру, а кого нет, определяет тактику игры и т. д. Я вам больше скажу, есть президенты-тренеры, а номинальные тренеры — действительно только «и. о». К чему это приводит, думаю, объяснять не нужно.

А вот у генерального директора ФК «Спартак» Валерия Карпина вроде бы получается совмещать…

— А что у него получается? «Спартак» находится в той же плоскости, что и киевское «Динамо». Кому и что они еще должны доказывать в своих странах, своим болельщикам? Этим клубам нужна только Европа, именно она является той лакмусовой бумажкой, которая реально показывает, насколько серьезны их претензии. У нас же до сих пор, еще с советских времен, главное — показать себя на международной арене. Внутренний чемпионат, по большому счету, вторичен. А в Испании, Англии — наоборот. Мы до такого еще недозрели.

Миодрага Божовича из канувшей в Лету «Москвы» вполне серьезно рассматривают на пост наставника сборной России…

— Знаете, есть тренеры-клубники, а есть — «сборники». Олег Блохин, который в свое время возглавлял ту же «Москву» (где у него ничего не получилось), на мой взгляд, является ярким примером именно «сборника». Бышовец к таковым относится. Работать постоянно, монотонно, на результат им, как мне кажется, сложно. Гуус Хиддинк тоже «сборник». Его земляк Дик Адвокаат, наоборот, «клубник». А Лобановский — редкое исключение, он отлично работал и там, и там. Тренер сборной — это прежде всего психолог. Краткосрочный психолог…

Если Хиддинк — хороший психолог, то что же случилось с его подопечными в матче со словенцами? Загадочная русская душа?

— Я думаю, что любого иностранного специалиста наши игроки могут воспринимать как идола, скажем так, только до определенного момента. Это может быть год-два, потом обязательно наступает спад. Ощущение новизны притупляется и… К тому же, на мой взгляд, Хиддинк в последнее время, если так можно выразиться, просто занимал должность, наездами бывая в России, где его многое не устраивало. И футболисты это чувствовали. Добавьте к этому, что у них появилось определенное головокружение от успехов, и в результате получаем реальную картинку того, что произошло со сборной России. Давайте признаемся, что ее третье место на Евро-2008 — это не столько факт долговременной кропотливой работы Хиддинка, сколько удачное стечение обстоятельств (сам выход россиян на чемпионат) — образно говоря, палка, которая, как известно, выстреливает раз в год. Хорошо, что это случилось в матче с голландцами. Потом такой игры у россиян и близко не было. Хиддинк — это экспресс-тренер, который нужен для достижения быстрого результата. Поэтому он и востребован. По большому счету, что бы он проиграл, поехав тренировать сборные Южной Кореи и Австралии? Ничего. Что бы он проиграл в России? Ничего. Что бы он потерял, подрабатывая в «Челси»? Ничего. И он ничего не потеряет в Турции, поверьте. Таков он, Хиддинк.

Если бы вы были на его месте, вы бы не поменяли в матчах со словенцами Аршавина на Дзагоева?

— Я не хочу вдаваться в эти нюансы, просто скажу, что я бы построил игру по-другому. А проблема игроков российской сборной, на мой взгляд, в том, что уровень их игры, скажем так, по плечо, а амбиции — выше головы. Хиддинку нужно было это учесть.

Назовите пятерку лучших, на ваш взгляд, советских тренеров в истории футбола.

— Маслов, Качалин, Лобановский, Бесков, Ахалкаци.

Окончание

в следующем номере

+++

Борис Колесников: «В УЕФА уверены, что мы справимся»

Александр Чаленко

Сегодня

12.04.10

Вице-премьер по Евро-2012 рассказал «Сегодня», что является критически важным для подготовки к чемпионату, где возьмут деньги на грандиозное строительство и в каком городе будет играть сборная Украины

— Вы в последние дни плотно общались с Мишелем Платини, который побывал в Украине. А в пятницу сами прилетели в Нион в штаб квартиру УЕФА. Что в итоге можете сказать? Каков настрой у Платини и УЕФА в отношении нашей страны?

— УЕФА отметил прогресс новой команды во главе с президентом, которая за месяц продвинула проекты по Евро-2012, и за месяц мы оплатили в 2,5 раза больше объектов, чем за предыдущие 2 месяца. За последние 25 дней мы вложили 550 миллионов, а за последние 2 месяца предыдущее правительство только 250 миллионов гривен. Но Платини абсолютно верно заметил, что этого мало. Нужно показать значительный прогресс по Львову, в частности по стадиону. Полагаю, что ко 2 июня, когда состоится следующее заседание УЕФА, мы добьемся здесь значительного прогресса. Мы поменяли генерального подрядчика, взяли иностранного специалиста-консультанта, который готовил стадион «Бенфике». Уверен, что он справится с поставленной задачей. Что касается стадиона в Киеве, то Платини отметил прогресс. У нас есть технические проблемы, касающиеся реконструкции стадиона. Они связаны с параллельным монтажом крыши, что требует наличия тяжелой техники внутри стадиона, и с подготовкой поля. Речь идет о подготовке газона с апреля по июнь. Следующей весной эти работы совпадают. Думаю, мы найдем грамотное техническое решение. Наиболее критичными объектами, которые отстают в строительстве, остаются львовский и киевский стадионы, а также львовский и донецкий аэропорты. Несколько слов об аэропортах вообще. «Борисполь». Тут есть отставание по срокам со стороны турецкой компании, которая строит терминал D. Буду встречаться с подрядчиками. В Донецке работы по взлетно-посадочной полосе закончены. Заложен терминал. Надеемся, что к следующей инспекции УЕФА мы выйдем в его строительстве на уровень «нулевой отметки» и приступим к строительству первого, второго и третьего этажей. Есть четкая гарантия строителей, что в декабре мы закроем большинство вопросов по Львовскому аэропорту. Полосу делает новый подрядчик, пока она не готова, но сроки ее сдачи не вызывают сомнения. Терминал строит ответственная компания. Все долги мы закрыли. Финансирует строительство львовского и донецкого терминалов государство.

— А какие, кстати, проблемные места есть у Польши? Какая из стран лучше готова?

— Вы знаете, мне не хочется в связи с этим вопросом вспоминать пословицу о соломинке и бревне. Мне сейчас не до того, чтобы оценивать польские недостатки. А вот нам нужно немедленно привести нашу инфраструктуру в порядок. Польша продвигается. К тому же она — член Евросоюза, так что со своими проблемами она справится. Давайте думать о наших проблемах.

— И все-таки самый больной вопрос: могут ли у нас еще отобрать Евро-2012?

— Послушайте, уже нет никакой возможности отобрать у нас Евро. В субботу на совещании в штаб-квартире УЕФА все, в том числе и Платини, заявили, что все в руках у украинцев, и высказали уверенность, что мы справимся. Теперь все зависит от нашей организованности, от финансовой составляющей.

— Платини заявил, что для того, чтобы принимать полуфинал, у Донецка маловато гостиниц.

— Донецк обязательно будет претендовать на полуфинал. Во Львове гостиниц хватает за счет того, что в Трускавце их достаточно. Там нужно проложить новую трассу, соединив Трускавец с международной трассой Чоп—Киев. Поэтому та же проблема и в Донецке. Например, соединить Донецк со Святогорским курортом. Это дорога Донецк—Харьков. Мы должны сделать все для того, чтобы Святогорск смог принять 15—20 тысяч болельщиков. Тогда вообще никаких проблем не будет. Новые гостиницы в самом Донецке уже строятся.

— Когда будет сверстан календарь Евро-2012 и определится, в каких городах матчи каких групп?

— Окончательное решение будет принято только в декабре 2011 года. Жеребьевка пройдет в Киеве. Первый матч пройдет в Варшаве, финальный — в Киеве. 99% вероятности того, что сборная Польши будет играть в Варшаве и Вроцлаве, а сборная Украины будет играть в Донецке.

«Олимпийский». Колесников называет стадион в Киеве одной из главных проблем в подготовке к Евро

— Утверждены ли места фан-зон в городах?

— Да, они утверждены. Осталось их только подготовить. В Киеве это район Олимпийского стадиона, в Харькове предлагается главная площадь города — Свободы, мы ее уже посмотрели вместе с Платини. В Донецке можно вообще сделать три фан-зоны: прекрасный парк вокруг стадиона «Донбасс Арена», парк Щербакова и площадь Ленина. Во Львове есть масса прекрасных мест.

— Вашим советником назначен Александр Заваров. Связано это с тем, что он друг Платини?

— Нет, не связано, но, безусловно, это не помешает в нашей работе. Он советник по спорту и должен консультировать по спортивной составляющей инфраструктурных проектов, а также обеспечить взаимодействие между правительством и УЕФА.

— В Днепропетровске еще надеются на то, что этот город заменит Львов. Это может произойти, если окажется, что львовский аэропорт и стадион окажутся неготовыми?

— УЕФА не может пойти на такие вещи. Поэтому государство прилагает максимальные усилия для того, чтобы во Львове все было в порядке. Никто в мире так не делает, как сделала наша футбольная федерация, публично пиаря резервные города. Это большая глупость. Сами создали проблему внутренней конкуренции. Зачем было дарить такие ожидания? Это же издевательство над жителями Днепропетровска. Если мы успеем построить скоростную дорогу между Донецком и Днепропетровском, а между Харьковом и Днепропетровском она уже есть, это позволит принять часть болельщиков в Днепропетровске.

— В последний год много писалось о коррупции при реконструкции НСК «Олимпийский». Факты подтверждаются? Будут ли заведены уголовные дела?

— Я не следователь и не хочу комментировать. К тому же уголовных дел не завожу. Сейчас все тщательно проверяют. Станут известными какие-то факты, будем называть. Голословно ничего утверждать не буду.

— Бывший министр спорта несколько раз увеличивал смету НСК «Олимпийский». Какой она будет окончательно?

— Не менее 500 миллионов долларов. Знаю только, что за 700 миллионов столица Украины могла получить новый стадион намного современнее и удобнее реконструируемого. Но этого не произошло. В этом был неграмотный подход, в этом вина и предыдущей власти — и общенациональной, и местной. Знаете, это вообще типичная ситуация с тендерами по-украински. Сначала заявили о 200 миллионах долларах, выиграли тендер, а потом оказалось, что это обойдется в 500 миллионов.

Это цена ошибки, и она очень большая. Лучше бы старый стадион было снести, но уже поздно. Если было бы три года и два месяца, тогда это можно было бы сделать. Сейчас нельзя.

— Генподрядчиком стадиона, который строится во Львове, стала донецкая фирма. Не боитесь ли вы обвинений в том, что правительство лоббирует донецкий бизнес?

— До этого стадион строила мариупольская фирма. Мариуполь находится в 120 км от Донецка. Предыдущее правительство этого же не боялось. Строят те, кто это умеет.

80% субподрядных работ будет выполнено львовскими фирмами. К тому же огромная составляющая в этих стадионах — импортная техника: табло, свет, звук и другое. Это все, к сожалению, будут закупать за рубежом. Крышу над трибунами стадиона будет сооружать та же немецкая кампания, что делала крышу для «Донбасс Арены». Вопрос генподрядчика во Львове — это вопрос организатора высокого уровня прежде всего.

— Какие решения будут приняты по реконструкции дорог?

— Начнем с западной границы — новая дорога Краковец—Львов, от Трускавца до трассы Чоп—Киев, нужна также серьезная реконструкция дороги между Ровно и Житомиром, между Житомиром и Киевом, Киевом и Харьковом. Должна быть построена новая дорога между Донецком и Ростовом — до границы с Российской Федерацией. Нужная хорошая дорога Донецк—Днепропетровск, потому что она является частью дороги Донецк—Киев. И важна трансднепровская магистраль Киев—Днепропетровск. Денег на дороги будет потрачено много, но все эти деньги вернутся. Виктор Янукович впервые в практичном западном стиле поставил задачу — от западной границы до Киева должны добираться по автодороге за 6 часов, от восточной дороги до Киева за 7 часов. То есть пересечь Украину можно будет за 13 часов.

Проблем не будет. Колесников говорит, что строительство всех объектов будет профинансировано

— А за счет чего будут финансироваться эти и другие грандиозные проекты по подготовке к Евро-2012? Правительство ведь говорит, что прежняя власть оставила стране пустой бюджет...

— Главный источник средств — это выпуск 7—10-летних евробондов и облигаций внутреннего займа. Затем евробонды и облигации будут постепенно погашаться за счет средств, полученных от приватизации. Таким образом, государство избавится от старых, неэффективных предприятий для того, чтобы бизнес сделал их прибыльным, а на полученные деньги построит новую национальную инфраструктуру.

— В пятницу в Нион вместе с вами прилетал Григорий Суркис, которого вы часто критикуете. В работе по Евро-2012 какие у вас сложились с ним отношения?

— Что касается Евро-2012, то каждый должен заниматься своим делом. Президент и правительство создают национальную инфраструктуру — строят аэропорты, дороги, стадионы, создают условия для инвестиций в гостиничный бизнес. Так, будет введена нулевая ставка налога на прибыль для гостиниц на 10 лет, государство будет компенсировать часть процентов по кредитам на строительство и реконструкцию гостиниц. Так, кредиты, думаю, будут давать под 12—13% годовых. Из них государство будет компенсировать 5—7%. Но с условием — объект должен быть сдан в оговоренный срок. Если этого не случится, компенсации по кредитам должны вернуться государству. Что касается Федерации футбола, то она взаимодействует с УЕФА по спортивной составляющей. Думаю, что она создаст условия для подготовки сборной команды Украины к чемпионату. Так что здесь есть полное взаимодействие. Что касается внутренней ситуации в украинском футболе, то о ней говорили много раз — есть конфликт интересов, когда президентом Федерации футбола является собственник одного из клубов. Невозможно развивать профессионально футбол, находясь в непрозрачной и зависимой ситуации. Это самое мягкое, что я могу сказать.

— Дмитрий Табачник в интервью «Сегодня» рассказал нам, что вы с ним нормально сотрудничаете в подготовке к Евро-2012. Как у вас с ним сейчас складываются отношения с учетом ваших нелицеприятных высказываний о нем?

— Дмитрий Владимирович на Кабмине передо мной извинился. В одном из интервью он объяснил, о каком бизнесе Юго-Востока шла речь в его выступлении на втором съезде в Северодонецке, и извинился за нетактичность и неточность своих выражений. Поэтому я не буду до бесконечности говорить об одном и том же. Что касается сотрудничества, то на Министерстве образования лежит стратегически важный вопрос — это подготовка волонтеров из числа студентов, которые станут непосредственными участниками чемпионата Европы. Поэтому у Табачника очень серьезные задачи, и он должен их четко выполнить, как и вся наша команда, чтобы принять чемпионат Европы.

Это откроет нам двери в будущее и покажет Украину достойным партнером и претендентом на самые престижные соревнования.

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ИЗ ФУТБОЛЬНЫХ КРУГОВ

Имя: Борис Колесников

Родился: 25.10.1962 в Мариуполе

Правая рука и ближайший соратник президента ФК «Шахтер» Рината Ахметова. Вице-президент «Шахтера». По версиям украинских и западных СМИ, входит в число 50 самых богатых людей Украины. Ему принадлежит Артемовский завод шампанских вин и кондитерская фирма «Конти», владеющая предприятиями в Украине и в России. Является одним из лидеров Партии Регионов. Политическую карьеру начал в 1998 году, тогда был избран в Донецкий облсовет, который возглавлял с 2001 по 2006 годы. После прихода к власти «оранжевых» в 2005 году был арестован якобы за вымогательство акций донецкого предприятия «Белый лебедь», однако освобожден через 4 месяца из-под стражи, а уголовное дело закрыто в связи с отсутствием состава преступления. Его обвинитель Борис Пенчук сейчас отбывает тюремный срок за дачу заведомо ложных показаний. С 2010 года — вице-премьер по Евро-2012.

+++

Ярославский: «Сборная - это общий продукт, а не частная лавочка»

Metallist.kharkov.ua

12.04.10

Предлагаем вашему вниманию полный текст интервью Александра Ярославского «Футбольному уикэнду». Новая тема - бюджет сборной и ФФУ.

Интересно услышать Ваше мнение - и в свете Вашего заявления, и в свете реакции на него?

К бюджету ФФУ я не имею никакого отношения. А вот к бюджету сборной - как участник процесса «украинский футбол» - хотел бы иметь отношение. Давайте разберемся, откуда вообще возник вопрос состояния дел в сборной. Наша страна готовится принять Евро-2012 - в истории страны этого не было, и неизвестно, будет ли. Украина вкладывает в турнир 15 млрд. долларов - деньги налогоплательщиков, деньги украинского народа. А сборная - часть этого турнира. Но на сегодняшний день абсолютно неясно, что с ней происходит - бюджет, организационные моменты. С тех пор, как Маркевич стал главным тренером, я очень четко это вижу. И у меня закономерный вопрос: как же сборная в ее нынешнем состоянии может в 2012 добиться результата?

Поэтому меня - и думаю, не только меня - удивил ответ Лашкула. Он ответил на мое письмо Григорию Суркису, которое я адресовал, кстати, именно Григорию Михайловичу. И, кстати, хотелось бы понимать, чья позиция была озвучена - Лашкула или Суркиса? Причем в такой ультимативной и на мой взгляд, некорректной форме. Не соблюдены элементарные нормы деловой этики. Мирон Маркевич - не просто работник, а главный тренер национальной сборной. И Григорий Михайлович не просто работодатель, а президент национальной федерации футбола. Надо быть корректнее в выражениях - это же не отношения «раб»-»рабовладелец».

Второй аспект. Лашкул говорит, что у Маркевича будет стандартный контракт - как у Блохина или Михайличенко. Не знаю, как можно так говорить - это совершенно разные ситуации. Сборная Михаличенко играла в условиях, когда команда не участвовала напрямую в чемпионате Европы - она была совершенно в других условиях. И наконец, у Лашкула прозвучал еще непонятный момент - дескать, при Маркевиче сборная должна стать чемпионом Европы. Думаю, Мирон Богданович, это не сможет обещать. С таким же успехом можно гарантировать, что летом 2012 года будет такая-то погода - такая-то температура, такая-то скорость ветра. Поэтому я делаю встречное предложение. Я готов выделить любой бюджет на подготовку сборной, если Григорий Михайлович найдет тренера, который гарантирует победу сборной Украины на Евро-2012 и которому, что очень важно, можно верить, что это не пустые слова.

Можно ли говорить, что фактически имеет место давление на Маркевича? Неподписанный договор и т.д.

Это вопрос, прежде всего, к сторонам договора, но я задавал его Григорию Михайловичу. И ответа не получил. Возможно, были свои причины. Но факт остается фактом. Уже полтора месяца контракт валяется на столе у Лашкула - якобы ждут Маркевича. Хотя, если мне не изменяет память, тот же Луческу лично не встречался с Григорием Михайловичем - юридическими вопросами занимался его агент. Поэтому, думаю, и от Маркевича приедет поверенный, который будет прописывать «точки-запятые» в договоре с ФФУ. Он за это зарплату получает, а Мирон Богданович зарплату получает за другое.

Получается ФФУ видит в Маркевиче временщика, которому не зачем платить большую зарплату и которого потом планируют заменить?

Я не хотел бы нагнетать атмосферу. Эти вопросы опять же надо адресовать ФФУ. Сейчас важнее другое - оградить Маркевича и сборную от ненужных разговоров, а вместо этого обсуждать кандидатуры игроков и другие важные вещи. И готовиться к товарищеским матчам, которые уже начинаются через месяц. В чем-то, конечно они не такие ответственные, как отборочные матчи, но там наигрывается команда. Поэтому к товарищеским матчам надо относиться очень серьезно, и серьезно готовить к ним сборную. Футболисты, конечно, понимают, какая это огромная перспектива - играть в финале чемпионата Европы. Но они тоже должны знать, за что ноги ломают в матчах за сборную…

Каким должен быть бюджет сборной, на Ваш взгляд?

Я не хотел бы сейчас называть абсолютные цифры - тут нужно считать. Могу сказать одно: я согласен с Ахметовым - даже с деньгами можно не сделать команду, но без денег ее точно не сделаешь. Мы не знаем, какой бюджет у нашей сборной. Но мы знаем порядки цифр других сборных - и западноевропейских, и восточноевропейских. У России бюджет под 70 млн. долларов, у Франции, Германии, Испании - вообще, сотни долларов. Допустим, не надо пытаться дотянуться до самых богатых - но надо на ту же Польшу смотреть, на Швейцарию. В любом случае на Евро-2012 приедут команды с достойными бюджетами. А у Украины - 10-20 млн. долларов. И как мы будем конкурировать? Рассчитывать на то, что с бюджетом в три копейки мы выиграем чемпионат Европы, смешно. Если бюджета нет, нельзя говорить не то, что о победе, даже о попадании в первую четверку. Владельцы клубов это понимают, потому что понимают, что такое бюджеты. Меня, допустим, упрекают, что бюджет «Металлиста» меньше, чем поставленные задачи. Но он тоже не маленький - на минуточку, 30 млн долларов в год…

А как сейчас финансируется подготовка сборной к первому матчу?

Ничего непонятно - ни где живут футболисты, ни когда они собираются, ни кто финансирует, ни кто и за что отвечает. Маркевич сейчас мотается, просматривает игроков - все его перелеты и прочее финансирует «Металлист»…

В то время, как все должно быть персонально расписано с жесточайшей ответственностью, есть главный тренер без контракта, люди, которых он подобрал - и больше ничего.

Вы не разочарованы отношением к Мирону Богдановичу?

Сборная - это общая ответственность. Я хочу, чтобы сборная Украины стремилась к победе на чемпионате Европы. А значит, я обречен уделять этому вопросу внимание. И я говорю о ситуации в сборной, не как президент «Металлиста», наставником которого является Маркевич, а как «футбольный человек», который имеет к сборной страны такое же отношение, как и любой другой житель Украины.

Каким образом можно добиться, чтобы ФФУ давала отчет по доходам и расходам сборной?

Тут должна быть общая воля всех. Повторяю, сборная - общий продукт украинского футбола и украинского народа. Это не клуб и не частное предприятие, не частная лавочка одного человека. Это общий продукт, от которого все ждут успеха. Выиграет или проиграет какой-нибудь футбольный клуб - будут расстроены его организаторы и болельщики. А проиграет сборная - расстроены все. Посмотрите, в России: проиграла сборная в Ванкувере - всех организаторов попросили написать заявления…

Вашу инициативу по прозрачности бюджета сборной и модели ее финансирования поддержал в своем недавнем интервью президент «Шахтера» Ринат Ахметов. Было ли у вас обсуждение с ним и с другими владельцами клубов?

Пока ни с кем, кроме Рината Леонидовича не обсуждал, но хотел бы, что бы все владельцы клубов включились в дискуссию. Никому из президентов клубов не может быть безразлично, как будет играть в сборной его игрок.

Сборная - это весомая мотивация и для руководителей клубов, и для футболистов. Поэтому я надеюсь, что мои коллеги примут участие не только в обсуждении, но и непосредственно в финансировании. Но для этого все должно быть прозрачно до атома. Каждый должен понимать, во что он вкладывает и что он получает.

Многих настораживают конфронтационные процессы между Вами и Григорием Суркисом. Все-таки, он президент национальной федерации, а вы - координатор подготовки Харькова к Евро-2012. И вы с ним не можете не общаться

Мы с ним обречены общаться. Другой вопрос, что это обсуждение должно выливаться в конкретные результаты, а не становится войной амбиций. Нужно, чтобы «сухой остаток» нашего общения шел на пользу украинскому футболу. А пока в ответе Лашкула было сказано нечто вроде того, что Григорий Михайлович отвечает только за Евро-2012. Так, а что - за внутренний чемпионат он уже не отвечает?

Удалось ли пообщаться с Григорием Михайловичем во время недавнего визита Мишеля Платини в Харьков?

В эту встречу больше внимания уделялось все же именно приезду президента УЕФА. Ему нужно было показать ключевые объекты - аэропорт, стадион. К ключевым, конечно, ещё можно отнести дороги. Но с учетом того, что правительство плотно взялось за них, а Платини польстил нам, что дороги после этой зимы плохие по всей Европе, внимание было сфокусировано на стадионе и аэропорте.

На стадионе Платини завел меня в туалеты раздевалок футболистов, их душевые. В аэропорту - в багажное отделение. Заставил меня показать все «подсобки» этих объектов. Конечно, в очень корректной форме, но очень настойчиво. Я почувствовал, что тут мелочей не будет, мелочи никто не пропустит.

Вы вспомнили Олимпиаду в Ванкувере. А как Вы считаете, победила бы сборная Канады, если бы Олимпиада проводилась в другой стране? Может, именно ради победы своей сборной, Канада и взялась за организацию этого турнира.

Это политические вопросы, и на них пусть политики отвечают. Но я точно знаю, что сборной надо заниматься день и ночь. Так, как каждый президент занимается своим клубом, так же надо заниматься и сборной, и даже настойчивее.

Так может, главное в Евро-2012 - это успешное выступление сборной.

Конечно! Мы же говорим о футболе, а не о дорожных выставках. Для этого и ФФУ, и мы все должны трудиться. Построить дороги, стадионы и аэропорты - это важно, но это вспомогательные вещи. Главная цель - это футбол. Все для футбола! Как можно вкладывать 15 млрд. долларов в инфраструктуру, а о сборной говорить, как о второстепенной вещи?

+++

Решко: «Мы прекратили анархию»

Pressing.net.ua

09.04.10

Одно из последних резонансных решений Контрольно-дисциплинарного комитета ФФУ − о том, чтобы оставить в силе удаление форварда «Металлиста» Марко Девича, заработанное в матче против «Динамо» − вызвало неоднозначную реакцию в прессе. Некоторые назвали его и поспешным, и необъективным, и не отвечающим принципам справедливости.

С этим категорически не согласен глава КДК ФФУ Стефан Решко, к которому мы обратились за комментарием.

− По моему мнению, такой шум в основном поднялся из-за того, что сначала Дисциплинарный комитет Премьер-лиги, не имея на то никакого права, отменил красную карточку Девичу, − берет слово известнейший в прошлом футболист. − Эта новость облетела информационное пространство, вызвав огромную радость поклонников харьковского клуба. И в такой ситуации вполне обоснованная отмена данного решения со стороны КДК ФФУ была воспринята особо болезненно.

− К слову, Дисциплинарный комитет Премьер-лиги принял свое решение весьма оперативно…

− Ничего удивительного. В состав ДК ПЛ входят преимущественно представители клубов, а так называемое заседание проводится «с применением современных коммуникационных технологий». Иными словами, работники Премьер-лиги просто обзвонили клубы, спросили мнения соответствующих лиц и быстренько оформили протокол. Это практикуется.

В этой связи хочу напомнить о полномочиях ДК ПЛ, поскольку на поверку выходит, что далеко не все футбольные специалисты − в том числе в структуре самой Премьер-лиги − четко осознают их рамки. Согласно Дисциплинарным правилам ФФУ, полностью и целиком приведенным в соответствие с требованиями ФИФА и УЕФА, только Контрольно-дисциплинарный комитет федерации вправе исправлять явные ошибки арбитра в решениях дисциплинарного характера. Таким образом, ДК лиги не имел никакого юридического права отменять наказание Девича. Он попросту превысил свои полномочия!

− Но ведь раньше ДК ПЛ уже делал это, в свое время отменив красные карточки игрокам киевского «Арсенала» Виталию Реве и Сергею Литовченко. Почему КДК ФФУ оставил те решения без внимания?

− Все дело в том, что ДК ПЛ, являясь дисциплинарным органом первой инстанции, позволяет себе не выполнять свои обязательства перед вышестоящей структурой − то есть КДК ФФУ − и вовремя информировать его о своих решениях. Сперва мы не хотели выносить сор из избы и пытались в корпоративных рамках толерантно вразумить ДК ПЛ. Неоднократно обращались к ним − сначала с просьбой, потом с требованием − вовремя направлять протоколы своих заседаний в КДК на ознакомление. Однако, нас упорно и демонстративно не слышат, в результате чего, как и прежде, мы узнаем об их решениях из публикаций на официальном сайте Премьер-лиги, появляющихся через семь-десять дней после заседания. То есть тогда, когда исправить что-либо уже практически невозможно.

Но последний пример стал, надеюсь, действительно последним. Мы применили законную власть и прекратили анархию. Члены ДК ПЛ  должны четко понимать и беспрекословно выполнять свои обязанности в рамках данных им полномочий. Скажу больше: если подобные нарушения будут иметь место и в дальнейшем, то нам придется вынести на заседание Исполкома ФФУ предложение о передаче функций дисциплинарного органа первой инстанции Контрольно-дисциплинарному комитету ФФУ.

− Не опасаетесь, что в таком случае КДК подвергнется еще большему психологическому давлению со стороны профессиональных клубов?

− Нет. У нас с нервами все в порядке. Потому как мы работаем в строгом соответствии с дисциплинарными правилами ФИФА, УЕФА и ФФУ, не нарушая ни одной статьи Устава и других нормативно-правовых документов федерации. А вот многим представителям клубов давно следовало бы устроить экзамен на знание основных регламентных норм футбола, а также  принципов Respect и Fair Play. Может быть, тогда в прессе было бы меньше  агрессивной лжи, необоснованных обвинений и предумышленных оскорблений в адрес ФФУ, арбитров и КДК. Между прочим, согласно дисциплинарным правилам, такое неспортивное поведение реально может повлечь за собой  нешуточные санкции.

+++

Григорій Суркіс: «Складаю з себе повноваження адвоката влади»

Ffu.org.ua

09.04.10

Виступ президента Федерації футболу України Григорія Суркіса перед учасниками засідання Наглядової Ради УЄФА, що відбулося у п'ятницю, 9 квітня, у Ньоні.

Шановний пане президенте, члени Наглядової Ради!

Перш за все я хочу подякувати Вам пане Платіні, членам офіційної делегації УЄФА за черговий інспекційний візит до України. Ми вкотре відчули себе повноправними членами великої європейської футбольної сім’ї, де старші і досвідченіші турботливо піклуються про своїх партнерів, котрим довірено відповідальна естафета під назвою − Євро-2012.

Представлені експертами звіти з інфраструктури свідчать про те, що у низці проектів рівень ризиків досі залишається високим. Тим не менше, я бачу всі підстави для втішних прогнозів щодо вчасного виконання цих робіт згідно затверджених УЄФА графіків. На це спрямовано скоординовані дії національної футбольної асоціації спільно з органами центральної та регіональної влади чотирьох приймаючих міст. Усі суб’єкти, відповідальні за підготовку до Турніру, працюють у зонах своєї компетенції згідно підписаних угод та  наданих УЄФА гарантій.

Нещодавно в Україні відбулась зміна політичної влади. Приступив до своїх обов’язків новообраний Президент країни. В парламенті створена дієздатна коаліція, котра затвердила склад нового Кабінету Міністрів. В уряді спеціально введена посада віце-прем’єр-міністра з питань підготовки до Євро-2012. Таким чином, уперше за останні п’ять років реально вибудувана монолітна вертикаль влади, що прагне максимально швидко надолужити згаяне своїми попередниками.

Як наслідок, визначені пріоритетні об’єкти та джерела їх фінансування, котрі в повній мірі відповідають завданням та наданим гарантіям української влади стосовно створення інфраструктури. Тому я впевнений, що приводів для оптимізму з кожнім місяцем ставатиме все більше. Причому не тільки в приймаючої сторони, але й, перш за все, в експертів УЄФА. До речі, вже 16 квітня Президент України проведе засідання Оргкомітету з підготовки до Турніру, про що він інформував вас, пане Платіні, під час вчорашньої зустрічі. У цьому зв’язку були дані відповідні доручення і, як сказав пан Янукович, віднині він буде особисто тримати руку на пульсі процесу підготовки.

Таким чином, з відчуттям виконаного обов’язку я сподіваюсь, що нарешті зможу скласти з себе вимушені тимчасові повноваження адвоката української влади та повністю зануритися в сферу підготовки організації турніру, що, власне, і є головним завданням приймаючої асоціації та Місцевого організаційного комітету Євро-2012 в Україні (МОК).

У контексті вдосконалення системи управління проектом, ФФУ та МОК продовжують пошуки і залучення високопрофесійних фахівців із країн, які проводили аналогічні за масштабами спортивні заходи, і здобули відповідний досвід та найвищу світову репутацію. Серед таких, наприклад, всесвітньо відома компанія Lufthansa. Після консультацій з посольством ФРН в Україні, компанією GTZ та Міністерством економіки, їй було запропоновано долучитися до підготовки операційних планів роботи аеропортів в період проведення Євро-2012.

Особливу увагу ФФУ/МОК приділяють також розробці концепції волонтерського проекту. З цією метою проведено масштабне дослідження  схильності українців до проявів такої громадської активності. Окрім цього було систематизовано досвід приймаючих міст з організації великих волонтерських проектів. В даний час ФФУ працює над розробкою інформаційної кампанії щодо підвищення рівня обізнаності цільових аудиторій про волонтаріат УЄФА. В подальшому планується залучити команди волонтерів у соціальні проекти УЄФА, а також удосконалити механізми їхнього управління спільно з польським МОК та UMET і підготовки офіційної рекрутингової  кампанії.

ФФУ/МОК продовжує моніторинг  існуючих та пошук нових тренувальних центрів, всебічний аналіз їх готовності. Триває процес обговорення та підписання угод з базовими тренувальними центрами (вже укладено 5 угод), створення деталізованого каталогу базових тренувальних центрів.

ФФУ/МОК супроводжує законодавче врегулювання проблемних  питань підготовки та проведення Євро 2012. У Верховній Раді знаходиться на розгляді підготовлений проект Закону «Про волонтерський рух». Ми впевнені, що він буде прийнятий найближчим часом.

ФФУ/МОК контролюють процес формування управлінських команд в приймаючих містах. З цією метою, відповідно до маркетингових рекомендацій УЄФА, 20-21 квітня планується проведення семінару-наради на територіях, які прийматимуть Турнір. У тренінгу візьмуть участь також працівники Координаційного бюро, Міністерств і відомств, які задіяні в підготовці до Євро 2012.

І насамкінець цієї короткої інформаційної довідки хотів би зупинитися на ще одному важливому напрямку підготовки − реалізації концепції мобільності приймаючих міст. Ми вдячні УЄФА за запропоновану допомогу і розраховуємо, що 26-30 квітня в кожному приймаючому місті ми зможемо відпрацювати її на практиці.

За  підсумками поїздки офіційної делегації УЄФА, а також за результатами рішень сьогоднішньої Наглядової Ради найближчими днями буде проведено засідання Виконавчого комітету ФФУ. На ньому буде детально проаналізовано увесь комплекс поточних та стратегічних проблемних питань, на вирішенні яких слід насамперед зосередити увагу українській стороні.

Дякую за увагу.

Підписатися на новини